Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Предыстория науки управления. Школы научной мысли в истории теории и практике управления




страница1/5
Дата03.07.2017
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5
2.1. Эволюция и современное состояние управленческой мысли. Перспективы и тенденции развития теории управления.

План лекции:

1. Предыстория науки управления.

2. Школы научной мысли в истории теории и практике управления

3. Новая (количественная) школа

4.Современная парадигма управления

1. Предыстория науки управления.
История теории и практики управления начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:



  • развития реального общественного и затем промышленного производства;

  • появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

  • развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ веке, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому мы, если особо не оговаривается, будем пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися понятиями) и не становиться на позицию ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

Революционные периоды включают пять управленческих революций.

  1. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведших деловую переписку и коммерческие расчеты.

  2. Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной.

  3. Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605 - 562 гг. до н.э.).

  4. Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации - главные факторы четвертой управленческой революции (XVII-XVIII вв.). Ее результат - отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

  5. Пятая управленческая революция (конец IX - начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

Древние греки большое внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»).

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать, то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными.

Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.




2. Школы научной мысли в истории теории и практике управления
Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, «классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью классической школы было разработка универсальных принципов управления и создания организационной структуры, формирование которой приводило бы к успеху. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.



Классическая школа управления

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.



Школа научного управления

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.



Школа человеческих отношений (1930 - 1950). Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии этой школы. Именно Мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «осуществление работы с помощью других лиц».

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу, помогли понять, что мотивами поступков людей являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Развитие поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода можно упомянуть Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.



Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений.

Школа поведенческих наук акцентирует

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
3. Новая (количественная) школа
Еще одним направлением, закладывающим в основу своих исследований системный подход, является «новая» школа, которая развивает примене­ние для решения различных управленческих задач и в экономическом ана­лизе новейших математических методов. Она возникла в связи с необходи­мостью комплексного изучения и решения многовариантных задач. Облас­тью исследования ее главным образом является область принятия управ­ленческих решений. В частности, Р. Фэлк, американский теоретик управле­ния выдвинул семь принципов управленческой деятельности:

1. Необходимо четко определить, в чем заключаются административные обязанности, и перечислить, кто за что отвечает;

2. Каждое структурное подразделение (отдел, сектор, отделение) должно иметь основную обязанность;

3. Каждое структурное подразделение должно представлять собой орга­низационное целое, руководимое одним административным руководите­лем;

4. Количество сотрудников, подчиненных одному административному ра­ботнику, обычно должно составлять 5-8 человек, за исключением особых случаев;

5. Второстепенные обязанности следует группировать, с учетом тех воз­можностей, которыми обладают имеющиеся кадры, их задачи должны быть четко определены;

6. Необходимо проводить различия между непосредственными админи­стративными и функциональными обязанностями;

7. Необходимо в максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принять меры для обеспечения «административного контроля».

Второе направление новой школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. Оно обусловлено широким вне­дрением в сферу управления количественных методов, из­вестных под общим названием исследование операций.

Начало применения математических методов в эко­номических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 – 1877). По­явление первых экономико-математических моделей бы­ло вызвано разработкой теории предельного равновесия. Один из основателей этой теории Л. Вальрас создал мо­дель общего экономического равновесия. Математиче­ские методы широко используются также и в работах другого последователя теории предельной полезности В.С. Джевонса. Впоследствии Ф.Г. Эджуорт, а затем и В. Парето разработали математические модели предпоч­тений потребителей.

Необходимо отметить вклад отечественных ученых и специалистов в развитие математической школы.

Возможность использования математики для реше­ния экономических проблем вызвала большой интерес в России. Российские специалисты в своих трудах под­вергали критическому анализу работы зарубежных эко­номистов-математиков (Вальраса, Курно, Парето и др.)



Наиболее крупным экономистом-математиком Рос­сии был В.К.Дмитриев (1866–1913), опубликовавший ряд работ, среди которых наибольшую известность полу­чили следующие: «Теория ценности Д.Рикардо. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» (1898) и основной его научный труд – «Экономические очерки» (1904).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому (1880–1948) известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта ста­тья получила мировое признание. В 1939 г. лауреат Но­белевской премии Д. Хикс в своей работе «Стоимость капитала» отметил значительный вклад Слуцкого в раз­витие математической школы. Работы Слуцкого оказали «великое и прочное» влияние» на развитие эконометрики – отмечал английский экономист-математик Р. Аллен в своей известной книге «Математическая экономика».

Слуцкий заложил основы науки об общих принципах рациональной организации деятельности людей – праксеологии, а также объединил идеи этой науки с идеями экономики. Слуцким написано ряд работ по использо­ванию математической статистики для анализа экономи­ческих проблем.

Следует отметить также вклад Г.А. Фельдмана (1884– 1958) в развитие экономико-математических методов. Так, идеи, содержащиеся в статьях Фельдмана, опубли­кованных в 1928–1929 гг. в журнале «Плановое хозяйст­во», намного опередили работы зарубежных экономистов в области использования математических методов в пла­нировании экономики. Являясь работником Госплана СССР, Фельдман исследовал зависимость темпов роста от доли накопления в национальном доходе и эффек­тивность накопления.

Большой вклад в разработку экономико-математи­ческих методов (ЭММ) внес академик Л.В. Канторович (1912–1986). Во время работы в Ленинградском универ­ситете он увлекся решением чисто практической задачи - возможностью выпуска максимально большого объема продукции при заданном ее ассортименте за счет опти­мального распределения сырья по разным обрабатываю­щим станкам. Решение этой задачи потребовало разра­ботки специального метода разрешающих множителей. Так, в 1938–1939 гг. Канторовичем была разработана новая область прикладной математики, которая позднее была названа линейным программированием. О нем шла речь в работе Канторовича «Математические мето­ды организации и планирования производства», которая была опубликована в 1939 г. В конце 40-х гг. в США линейное программирование было открыто заново Дж. Данцигом. Однако в настоящее время приоритет-Канторовича признан во всем мире; он является лауреа­том Нобелевской премии по экономике, которая была присуждена ему в 1975 г. совместно с американским ученым Т. Купмансом за исследования по оптимальному использованию ресурсов.

В указанной книге «Математические методы органи­зации и планирования производства» Канторович описал опыт применения линейного программирования для решения разнообразных задач (распределения работ между видами оборудования, раскроя материалов, составления плана перевозок, распределения посевных площадей ме­жду культурами и т. д.). В этой работе он впервые ввел понятие разрешающих множителей (позднее он назвал их «объективно обусловленными оценками») и установил их связь с оптимальным планом.

В конце 1942 г. Канторович пишет книгу «Экономи­ческий расчет наилучшего использования ресурсов», которая вышла в свет только через 18 лет. Позднее Кан­торович расширил сферу применения линейного про­граммирования, сформулировав задачи отраслевого и народнохозяйственного оптимального планирования для условий социалистической экономики.

В 30–40-е гг. в нашей стране экономико-математи­ческие исследования проводились также В. В. Новожило­вым, С. Г. Струмилиным, А. Л. Лурье.



Примерно в одно время с Канторовичем ленинград­ский экономист В.В. Новожилов (1692–1970) опублико­вал свою работу «Методы соизмерения народнохозяйст­венной эффективности плановых и проектных вариан­тов», внесшую существенный вклад в разработку теории оптимального планирования социалистической эконо­мики. В частности, он сформулировал задачу составле­ния оптимального народнохозяйственного плана, приняв в качестве критерия минимум трудовых затрат. Им же были разработаны принципы соизмерения затрат и результатов при оптимальном планировании.

Первая в стране Лаборатория экономико-математи­ческих методов была создана в 1958 г. в Академии наук В.С. Немчиновым (1894–1964). А в 1965 г. им была издана книга «Экономико-математические методы и моде­ли в которой были приведены основные направления использования ЭММ в экономике: оптимальное планирование, разработка межотраслевых и межрегиональных балансов, решение технико-экономических задач, проведение математического анализа и др.

Начиная с 1950-х гг. и по настоящее время математи­ческие методы получили широкое распространение в экономических исследованиях. Первые разработки по кибернетике и методам иссле­дования операций появились в середине 40-х гг. Перед разработчиками ставилась задача – исследовать процес­сы принятия решений на основе математических мето­дов и с помощью электронно-вычислительной техники, управленческие проблемы стали исследоваться по не­скольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др.

Отличительной особенностью науки управления яв­ляется использование моделей. Модели приобретают осо­бенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки не­скольких альтернатив. Р.Е. Шеннон дает следующее определение модели: «Модель – это представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от ямой целостности», т. е. от самого предмета.

На практике руководители организаций вынуждены прибегать к моделированию в силу сложности многих организационных ситуаций, из-за невозможности проведения экспериментов или необходимости спрогнозиро­вать будущее. Различают физические, аналоговые и ма­тематические (символические) модели.



4.Современная парадигма управления

Конец 20 века был ознаменован отходом от технократического рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления. Если для первых лет второй половины 20 века было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются:



  • отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени;

  • инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;

  • признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

  • новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе;

  • главное внимание стало, поэтому, уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций;

  • соучастие или партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом.

Представляется, что эти основополагающие положе­ния менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, ме­неджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:

1. Рациональное сочетание рынка и государствен­ного регулирования.

2. Широкое использование стратегического планиро­вания и управления в деятельности организаций.

3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности органи­зации.

5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптиро­ваться к изменениям внешней среды.

6. Резкое повышение уровня квалификации и искус­ства менеджеров в управлении организацией.

7. Использование в практике управления оптималь­ных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения про­блемы.

8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.

9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

10. Максимальное использование инноваций, эконо­мико-математических методов, ЭВМ.

11. Развитие информационных систем, широкое ис­пользование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).

12. Привлечение сотрудников к управлению органи­зацией.

Все это определяет гибкость и активное приспособление организации к быстро меняющимся обстоятельствам, что выступает важнейшим факторам ее выживания в современных условиях.


  1   2   3   4   5

  • 2. Школы научной мысли в истории теории и практике управления 3. Новая (количественная) школа 4.Современная парадигма управления
  • Революционные периоды
  • 2. Школы научной мысли в истории теории и практике управления Приверженцы классической школы
  • Школа научного управления
  • Школа человеческих отношений
  • Школа поведенческих наук
  • 3. Новая (количественная) школа
  • 4.Современная парадигма управления