Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Правильными являются утверждения: Конструкции с прямой речью не могут передать чьи-либо слова буквально, дословно




страница1/5
Дата08.07.2017
Размер1.05 Mb.
  1   2   3   4   5
    Навигация по данной странице:
  • когда
Сложное предложение

Вариант 1

1. Правильными являются утверждения:


  1. Конструкции с прямой речью не могут передать чьи-либо слова буквально, дословно.

  2. В предложениях с сочинительными разделительными союзами предполагаются отношения чередования, взаимоисключения, предположительности.

  3. Подчинительные союзы и союзные слова не являются членами предложения.

  4. Если придаточное предложение относится ко всей главной части, имеет значение основания по отношению к главной части и отвечает на вопрос почему ?, то это сложноподчиненное предложение с придаточной причины.

  5. В бессоюзном сложном предложении могут быть выражены отношения перечисления, условия, причины, пояснения, следствия, противопоставления, времени.

2.Союз и соединяет части сложного предложения (учтите, что не все знаки препинания расставлены):



  1. Кое-как дотянувшись до лесы рукой, Александр Михайлович бросил удилище в лодку и уже пальцами, всей рукой остро почувствовал бурное сопротивление добычи.

  2. Двигайтесь и зимний лес с нарядными снегирями, резвыми белками не покажется вам пустынным.

  3. Одно дело — подметить явление и совершенно иное дело — дать этому явлению верное объяснение.

  4. На нашей планете каждый год происходит свыше трехсот тысяч землетрясений и большинство из них всего лишь безобидные толчки.

  5. Тогда поезда были диковинкой и на вокзалы ходили, как в цирк.

3.Запятая не ставится на месте всех пропусков в предложениях:



  1. В сентябре лес реже и светлее _ и птичьи голоса тише.

  2. Нехлюдов бегал быстро _ и ему хотелось не поддаться художнику __ и он пустился изо всех сил.

  3. Она отошла прочь, села возле Грушницкого _ и между ними начался какой-то сентиментальный разговор.

  4. Где-то любовно ворковали голуби _ и задорно чирикали воробьи.

  5. Редкие звуки мелькали между тучами над нами _ и небо понемногу расчищалось _ и тополи на обрывах чернели резче _ и море все более отделялось от далеких горизонтов.

4.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Наша библиотека была составлена из классиков и в ней не было, к сожалению, ни одной детской книги.

  2. В траве виднелись оранжевые шляпки подосиновиков и ярко зеленела костяника.

  3. Светлеет воздух, виднеется дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

  4. Чиркни спичкой — и яблонька вспыхнет.

  5. Наконец-то закончились дожди, и установилась сухая, ясная погода.

5.Союзное слово представлено в предложениях:



  1. Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге.

  2. Но я делал то, что считал нужным.

  3. Крапивы дремучей поют леса, что по ним не пройдет, не блеснет коса.

  4. Она разбрасывала ее взглядом за горизонт, откуда легким шумом береговой волны возвращалась она обратно, гордая чистотой полета.

  5. Однако они не знали, почему была гроза.

6.Слово когда является союзом в предложениях:



  1. Когда я залепил птице лапку и мы выбрались из кустов, дядя Мирон подбросил ее вверх.

  2. Земля набухала от дождевой влаги и, когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром.

  3. Когда мне было 16 лет, я мог в самые короткие зимние дни после субботних уроков один отправиться в свою деревню.

  4. Небо приготовилось и ждет, когда в нем зазвенят прощальные поклики птиц.

  5. Не добившись ответа, Егорушка сел неподвижно и уж не ждал, когда все кончится.

7. Придаточная часть находится после главной в предложениях:



  1. Как только наступала темнота, так эта темнота и царила до рассвета.

  2. Почему вы не узнали, когда в Москву летит последний самолет?

  3. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер.

  4. Чем ближе мы продвигались к озеру Ханка, тем болотистее становилась равнина.

  5. Куда ни глянуть, повсюду рожь густая.

8. Придаточная условия употреблена в предложениях:



  1. В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца.

  2. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь.

  3. Домик возводят, чтобы колодец не заносило снегом и дорожной пылью.

  4. Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним.

  5. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть иль даже продышать стихотворенье.

9. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:



  1. Уж кричали третьи петухи _ и заря начинала заниматься, когда он уехал.

  2. Очень широкие лапы _ подошвы которых сплошь покрыты шерстью _ позволяют легко передвигаться по хрупкому насту снега.

  3. Дорога уходила влево, и Дмитрий знал, что она приведет к оврагу _ что этот овраг придется преодолевать.

  4. Алеша был убежден, что все _ что с ним случилось в то утро _ было не что иное, как счастье.

  5. Мы не смогли ни купаться, ни загорать, так как погода испортилась _ и весь день лил дождь.

10. Придаточная уступки употреблена в предложениях:



  1. Шлюпка прошла так близко от иллюминатора, что я бегло рассмотрел ее пассажиров.

  2. Каким бы хлеб ни уродился, он дорог и памятен, не терпит верхоглядства.

  3. Арбуз, если нет ножа, просто колют о колено, а надколов, разрывают руками.

  4. Ненужное слово никогда не удержится в языке, как ни старайся ввести его в употребление.

  5. Сколько ни старалось мартовское солнце пробить белый панцирь наста, оно не успевало его расплавить.

11. Запятая не ставится на месте пропуска в предложении:



  1. По лужайкам, по застывшим борам, где снега блистают холодны, бела синь идет дозором _ и везде следы ее видны.

  2. Но все-таки каждый надеялся, что операция пройдет успешно _ и он уцелеет.

  3. Меня удивляло, что _ когда приедешь к дедушке, все находится в том же виде, как и десять лет тому назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве.

  4. Знает, когда я встаю _ и ждет, чтобы покормили.

  5. Сам поверенный, которого я встречал на горных заводах _ был одной из тех неопределенных и бесцветных личностей, которыми очень богато наше время.

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Временами соловей так увлекается своей песней, что, если бы он пел не в густых кустах, любой ястреб мог бы легко схватить его.

  2. Слышались голоса лесных синичек, а лес еще не шумел, потому что было очень рано, и ветер только-только нарождался вдали.

  3. Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго, и, когда солнце зашло и серые тени стали гуще закрывать землю вокруг, он почувствовал облегчение.

  4. В беседке над прудом где ужинали, было очень хорошо.

  5. И тем тяжелее было пробуждение, когда нас разбудили, говоря, что лошадь запряжена и вещи погружены.

13.К предложениям с комбинированием моделей подчинения относятся:



  1. Именно такой весенний день смотрел в окна моей комнаты, когда я проснулся: весна гудела на улице, точно в воздухе катилось какое-то громадное колесо.

  2. С восьми часов утра, когда рассвело и началась атака, и до семи вечера, когда стемнело и все кончилось, прошло одиннадцать томительных часов, в каждый из которых вряд ли выдалось от­носительно тихих пять минут.

  3. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату, и зачем они тут ездили, и много ли их еще в лесу есть, я отошел с ротным командиром на несколько шагов и сел под деревом.

  4. Каково ж было мое удивление и огорчение, когда, возвратившись к месту, где стояла корзинка, не обнаружил в ней двух белых грибов, которые лежали сверху.

  5. Когда лес стоит перед глазами темен и неподвижен, когда весь он погружен в таинственную тишину и каждое дерево точно прислушивается к чему-то, тогда кажется, что весь он полон чем-то живым и только временно притаившимся.

14. К бессоюзным сложным предложениям относится:



  1. Пока чистили оружие, седла, сбрую и коней, звезды померкли, стало совсем светло.

  2. Серое зимнее утро занялось с таким трудом, точно невидимому солнцу было больно светить. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

  3. Путешественники сидели у костра, каждый сосредоточенно думал о своем.

  4. Только котенок растянется в теплом местечке, прикроет глаза, Маричка тут как тут.

15. К бессоюзным сложным предложениям, между частями которых отношения следствия, относятся:



  1. По полям, по дорогам идешь — расступается, кланяясь, рожь.

  2. Вы требовали — я должна была уступить вам.

  3. Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу прошел.

  4. К сукнам, холстам и домашним материалам страшно было притронуться: они обращались в пыль.

  5. Горда ты — ты плакать не станешь,

16.Запятая ставится на месте пропуска в предложениях:



  1. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтением оседали _ с потолков сыпались чешуйки мела.

  2. Леса покрылись пышной зеленью _ и зацвели деревья в саду.

  3. Я оглянулся _ в ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел.

  4. Некоторые слушатели не знали, куда положить деньги _ футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника.

  5. Кричали вторые петухи _ неподвижные звезды горели на привычных местах.

17.Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях:



  1. В избушке было холодно _ вставать не хотелось.

  2. Тревожно шумел порывистый ветер _ тоскливо стонала надломленная сосна,

  3. В комнате все было так же, как и три года назад _ те же половики, те же занавески.

  4. Спи себе, а проснешься _ поешь, чего захочешь, и снова спи.

  5. Лоси остановились _ куда девались все?

18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Смотри: в вишневой пене купаются шмели.

  2. Послышался знакомый треск и шорох — Лыско упал в траву и не шевелился.

  3. В бездонной выси плыли облака — время тянулось с убийственной медленностью.

  4. Однако Полесье богато не только лесами: здесь найдены нефть, уголь, газ, граниты.

  5. Мои спутники поступили по-спартански: бросили мокрые рогожки, которыми прикрывались, и отдали себя на жертву стихии.

19. Диалог оформлен неправильно в предложениях:

1. Ты проснулся и спрашиваешь у матери: «Отчего это, Даша, девчонки ревут?» — «Да они, проклятые, твою саблю вытащили. Того и гляди сломают». А ты засмеялся: «Эх, Даша, плохая бы у меня была сабля, если бы ее такие девчонки сломать могли».

2. Павлик продолжал суетиться у окна, стараясь увидеть птичку, «Где же птичка? — хныкал он, кривя рот, — Покажите птичку». «Не ной! — наставительно сказал Петя. — Нет птички. Улетела».

3. — Дай напиться.

— У меня кружки нет. У Хорька.

— У Хорька? — присвистнул Васька. — Ну, брат, с Хорька не получишь.

— Как не получишь? Я ему дал воды зачерпнуть.

4. Егор вдруг подозвал меня.

— Медведь воды хотел достать, — промолвил он, указывая на свежую царапину на самой середине ямы,

— Это след его лапы? — спросил я.

— Его. Видишь: вода-то пересохла.

5.«Не больно болтай, — говорил один другому, — язык обожжешь: зной какой, так и палит!» — Шути, шути, — отвечал другой, — самого-то цыганский пот прошибает!»
20.Чужая речь оформлена правильно в предложениях:


  1. А. П. Чехов в своих письмах утверждал, что: «Краткость — сестра таланта», что «Язык должен быть прост и изящен».

  2. За время моей службы в полку мы взяли более пятидесяти «языков».

  3. — Оптовая фирма забирает, — ответил крестьянин и, предвидя мои вопросы, добавил: — Забирает каждый день и никогда не подводит. Забирает тоже без контракта.

  4. «Это неправда, неправда! Вы сговорились с Протасовым...» — «К сожалению, это правда. Я сейчас от Протасова. Он так и сказал мне, что хозяин вряд ли вернется».

  5. Меня спросили, что не знаю ли я, где Алексей.

Сложное предложение

Вариант 2

1.Правильными являются утверждения:



  1. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой независимо от разновидности используемых союзов.

  2. В сложноподчиненном предложении между однородными придаточными частями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится.

  3. В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

  4. Косвенная речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором чужое высказывание воспроизводится не дословно, но общее его содержание сохраняется.

  5. В придаточной уступительной части называется действие, вопреки которому совершается действие, названное в главной части.

2.К сложным предложениям относятся:



  1. А на рассвете свищет дрозд и тенькают синицы.

  2. Все злей метель и с каждой минутой сердито рвет последние листы.

  3. Когда-нибудь очнусь во мгле, навеки проиграв сраженье, и вот придет на память мне безумца древнего решенье.

  4. Жаль, что не сохранилось имени первого русского хлебопека.

  5. Нынче был для него торжественный день — годовщина его коронования.

3.Союз а соединяет части сложного предложения в примерах:



  1. Усатые колоски, как свечи, вначале протянутся прямо к солнцу, а затем, отяжелев от щедрых соков земли, станут клониться от тучных зерен долу.

  2. Полеты в небе тогда считались удивительным зрелищем, а пилоты — артистами.

  3. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  4. Временами дятел затихал, а потом вновь по лесу неслась задорная дробь.

  5. Весь бор ходит ходуном, а верхушки, как купола сказочных храмов, то устремляются вниз, то вновь взлетают в синь неба.

4.Запятая не ставится на месте всех пропусков в предложениях:



  1. На улице застучали в ворота _ и в сарайчике хрюкнула свинья.

  2. По ржи и по овсяному полю пробежала первая волна __ рванул ветер __ и в воздухе закружилась пыль.

  3. Целый день шел дождь_ и теперь разгулялось.

  4. По-прежнему сыпал снег _ и дул восточный ветер.

  5. Как все это было давно _ и вместе с тем _ точно все было вчера!

5.Между частями сложносочиненного предложения запятая на месте пропуска не ставится в примере:



  1. В поле пахло весной _ и дул теплый ветер.

  2. Накануне село бомбили _ и пепелища еще и до сих пор дымятся.

  3. Груши в саду были старые, дуплистые, зато хороших сортов _ и полносочные были яблони.

  4. Пьер не ел целый день __ и запах ели показался ему необыкновенно приятным.

  5. Роса медвяная сползает по коре _ под нею зелень пряная сияет в серебре.

6.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду, и вода в ней была теплая, застоявшаяся, зеленая.

  2. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать.

  3. Пел старый сверчок и под полом ворошились мыши.

  4. Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями.

  5. Уносит ветер листья, или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

7.Союзное слово выделено в предложениях:



  1. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднимался орел.

  2. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.

  3. Я отошел уже несколько километров от села, когда в светлеющем сером ольховнике по-утреннему стали перекликаться снегири.

  4. Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась.

  5. До того мне стало стыдно, что буквально слезы потекли по щекам моим.

8. Слово когда является союзом в предложениях:



  1. Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег.

  2. Солнце уже показалось на горизонте в виде тусклого большого пятна, когда Андрей Ильич пришел в заводскую больницу.

  3. — Каждый раз я не могу не удивляться, когда поблизости от белого гриба вижу яркие мухоморы.

  4. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.

  5. Еще никто — ни человек, ни зверь, ни птица — не сумел уловить момент, когда появляется солнце.

9. Придаточная цели употреблена в предложениях:



  1. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

  2. Полку было приказано выйти к самой реке, с тем чтобы ночью форсировать ее.

  3. Очень много нужно душевной силы, чтобы не стать суетным, тщеславным и нетерпимым.

  4. Я работаю, наконец, ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен.

  5. Они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов.

10. Соотнесите сложноподчиненное предложение и тип придаточной части:



А. А.Когда смолкнут в лесу дневные звуки и шорохи, из барсучьей норы покажется про­долговатая светлая голова. (Н. Верзилин)

1. Придаточная определительная

Б. Б.Мы попали в безвыходный лабиринт диких гор и медленно поднимались по незаметным тропкам, слушая, как в заросших орешником пропастях шумят монотонные реки.

2 2. 2. Придаточная меры и степе­ни

В. В..Толпа залила бы и самый помост, и то очищенное пространство, если бы тройной ряд солдат не держал ее.

3. 3 3. Придаточная изъяснительная

Г. Г. А на постоялом дворе на Щепной площади было так жарко, что ой и глаз не сомкнул.

4. Придаточная времени

Д. Д. Огоньки на ярмарке, в острогу и больнице, что при въезде в город, видны в степи верст за десять.

5. Придаточная следствия




6. Придаточная условия

11. Запятая не ставится на месте пропуска в предложениях:



  1. Манит соболя в кедровые леса обилие грызунов, до которых он большой охотник _ и кедровые орешки.

  2. Потом пошел домой, но _ когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду.

  3. Сорок сажен — восемьдесят метров — долгий путь над водою, когда только что начерно настилаются мостики, а не мосты _ и когда противник слушает, что творится на водном рубеже, который служит ему надежной защитой.

  4. В осенние дни, когда ветер уже изрядно похозяйничал в лесу _ и расстелил по земле разноцветные ковры из опавших листьев, запылал ярким костром калиновый куст.

  5. Врач стал расспрашивать, как устроили раненых, как за ними присматривают _ и как чувствует себя каждый из них.

12.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Он не растерялся: у одного он выбил шашку и когда тот наклонился, саблей срубил ему голову.

  2. Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

  3. Когда небесный занавес наконец раскрылся, и солнце выплыло из-за моря во всем своем ослепляющем всемогуществе, впереди по нашему курсу вырисовалась на горизонте далекая белая полоска.

  4. Продавщица бросила нож, которым резала ветчину, и кивнув Павке головой, пошла через зал. Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только выехали за ворота гостеприимной усадьбы, расположенной вдали от шумных селений.

13.К бессоюзным сложным предложениям относятся:



  1. Все ели из котла, Пантелей же сидел в стороне особняком и ел кашу из деревянной чашечки.

  2. В нашем краю старинная примета: в двадцатый день после журавлей начинается пахота под яровое.

  3. Бывает, встретишь в лесных дебрях ручей.

  4. Соловей допел свои последние песни, другие птицы почти перестали петь.

  5. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой.

14. Бессоюзными сложными предложениями, между частями которых отношения противопоставления, являются:



  1. Не раны, не больное легкое мучило его — раздражало сознание ненужности.

  2. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся запахом ночи.

  3. Я богу жаловалась восемь лет — не помогал.

  4. Не играй, кошка, углем — лапу обожжешь.

  5. Соседей звал истошно — не пришли, затаились.

15. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложении:



  1. Спокойствие и уверенность Акимов объяснял только одним _ опасность миновала.

  2. Было бы здоровье _ остальное будет.

  3. Солнце не так уже ярко светило с голубого неба, позже вставало и раньше ложилось _ порывистый ветер набегал неизвестно откуда, качал вершинами деревьев и быстро исчезал, оставив в воздухе холодевшую струю.

  4. Хозяйством я доволен _ семейной жизнью очень, работой своей чрезвычайно.

  5. Верхушки стволов легонько покачивались _ деревья казались живыми даже и безлистые.

16. Тире ставится на месте пропуска в предложениях:



  1. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене _ тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза.

  2. Хотел кричать _ язык сух, беззвучен, недвижим.

  3. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась _ вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы.

  4. В лагере кипела работа _ таскали дрова, ставили палатки, распаковывали груз.

  5. Вокруг нашего костра было темно _ ничего не видно.

17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:



  1. Спутники изнывали от скуки: каждый день одно и то же.

  2. Я чувствовал себя совершенно уставшим: мальчик выглядел изнеможенно.

  3. В кармане у меня было печенье, и я раскрошил одну лепешечку на перилах, радуясь, что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут: все-таки в каждом живом существе, если оно чувствует заботу о нем, возникает нечто, чего оно не сознает, но что на человеческом языке называется признательностью.

  4. Нынче жарко, парит, на дворе тепло, пахнет разогретой муравой, из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака.

  5. Был уже август, кое-где на деревьях висели пожелтевшие листья.

18. К сложным предложениям с разными видами связи относятся:



  1. Лампа давала сильный ровный свет, не сравнимый с масляными лампами, и с этого времени потребовался керосин, поэтому начались Бакинские нефтепромыслы.

  1   2   3   4   5

  • когда