Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. пояснительная записка кубановедение




страница1/5
Дата30.06.2017
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина. Специфика пред­мета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую дея­тельность даёт учащимся 5—9 классов возможность получить целостное пред­ставление о географических, исторических, культурологических, экономиче­ских, политических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой фундаментального содержания основного общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще­го образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, её природ­но-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессио­нальные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представлен­ные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределе­ны его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая ин­формация о малой родине расширяет кругозор учащихся, помогает адаптиро­ваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свободы и обязанности.

Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, нако­пленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского Социума и региона, а также создание целостного пред­ставления о Кубани как самобытной части Российского государства.

Задачи курса «Кубановедение»:

  • комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание патриотизма и гражданственности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, соци­альной, политической и экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познава­тельного интереса;

  • осознание необходимости бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;

  • социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;

  • приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федераль­ному государственному образовательному стандарту основного общего обра­зования. Тематический раздел «История Кубани» является системообразую­щим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс (с древнейших времён до IV века); 6 класс (с конца IV века до XVI века); 7 класс (XVII - XVIII века); 8 класс (XIX век); 9 класс (XX - начало XXI века). Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учиты­ваются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

На уровне основного общего образования (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов: «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география); «Естественно-научные предметы» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (музыка, изобразитель­ное искусство).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:


  • получение учащимися готовых знаний;

  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источ­ников;

  • исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников зна­ний с последующим их анализом для повышения собственного образователь­ного уровня.

В силу того что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный харак­тер, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уро­ков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обуче­ния и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.

Для более успешного усвоения материала в основной школе необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии и виртуальные экскурсии по местам боевой и трудовой славы кубанцев, на природу, в крае­ведческий, художественный музеи, очные и заочные путешествия по живопис­ным уголкам края, встречи с интересными людьми и т. д.



3. МЕСТО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее коли­чество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в год за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, с перио­дичностью преподавания 1 час в неделю).

4.ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛБТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гумани­стических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Ро­диной.

  1. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навы­ками саморазвития и самообразования.

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего совре­менному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего со­циальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социаль­ной жизни в группах и сообществах.

  5. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

  7. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен­ностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам сво­ей семьи.

  8. Развитие эстетического сознания через освоение художественного насле­дия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис­ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен­ные возможности её решения.

5.. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дея­тельности.

  1. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи­кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рас­суждения, умозаключения и делать выводы.

  2. Смысловое чтение.

  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками.

  4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с за­дачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметные результаты:

  1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

  2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

  3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

  4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группи­ровка, сравнение.

  5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе «Кубановедение»:

  • в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связан­ные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны ва­рианты коллективных проектов. Темы предложены с учётом перечня умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенностей подростков;

  • в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной или игровой деятельностью;

  • в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;

  • в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие про­екты;

в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев

.5. Содержание учебного курса.
Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и история Кубани в древности. Особенности культуры и быта жителей региона в далёком прошлом.

РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА (6 ч)



Тема 1. Древние собиратели и охотники

Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек со­временного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская (Майкопский район, Адыгея). Быт и занятия древнейшего человека. Первобытное человеческое стадо. При­сваивающее хозяйство. Орудия труда и особенности жилища. Места обитания (пещеры, гроты) древних людей. Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни. Добывание и использование огня. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община. Костяной век. Техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пе­щера (Майкопский район, Адыгея), Губские навесы (Мостовский район).

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические стоянки: Ацин­ская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы (Отрадненский район), Явора (Кара­чаево-Черкесия).

Работа с текстом «Охота на мамонта».



Тема 3. Земледельцы и скотоводы

Неолитическая революция. Производящий тип хозяйства: земледелие и скотоводство. Родовая община. Неолитические стоянки на Кубани: Каменно­мостская (Майкопский район, Адыгея), Нижнешиловская (г. Сочи), Нововочеп- шийская (Теучежский район, Адыгея). Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани: подкурганные захоро­нения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (пос. Каменномостский, Адыгея), Свободное (Красногвардейский район, Адыгея), Болыпетегинское (Отрадненский район); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (г. Сочи).

Работа с текстом «Весенний праздник».

РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ (5 ч)



Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и Ново- свободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский). Ямная культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Основ­ные занятия племён ямной культуры.

Тема 5. Дольменная культура

Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, моноли­ты). Легенды о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная (Майкопский район, Адыгея), ст. Баговская (Мостовский район); пос. Камен- номостский (Майкопский район, Адыгея); окрестности Геленджика и Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён дольменной культуры.

Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники северокав­казской археологической культуры: окрестности аулов Уляп (Красногвар­дейский район, Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея); ст. Ка­занской Кавказского района и др. Образ жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй. Катакомбная культура. Особенности погребального об­ряда. Памятники племён катакомбной культуры.

Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на территории Кубани.

Работа с текстом «Тайны Литейщика».

РАЗДЕЛ III. КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ (8 ч)

Тема 7. Кочевники кубанских степей

Кубань.в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ жизни людей. Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе общественное раз­деление труда: отделение ремесла от земледелия.

Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения, особенности быта и занятия.

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Обществен­ный строй. Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская во­енная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вож­дей. Влияние скифов на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовский район), Келермесский и Уль- ский (Республика Адыгея) курганы.

Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольной, х. Бойкопонура и др Сираки. Территория расселения.

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. Племенной состав. Памятники меотской культуры (городища и могильники) в окрестно­стях Краснодара, Усть-Лабинска, хутора Лебеди (Калининский район). Заня­тия: пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургическое и гончарное производства, торговля. Общественный строй.

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого

и оседлого населения Прикубанья

Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта, украшения, найденные в скифских курганах. Звериный стиль в искус­стве скифов и сарматов. Древние традиции в культуре народов Северного Кав­каза. «История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования ски­фов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

Работа с текстом «Бычья шкура».

РАЗДЕЛ IV. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ (10 ч)



Тема 10. Начало древнегреческой колонизации

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северо-восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса, Пантикапей, Синдика-Горгиппия, Кепы и др. Греки и местное на­селение.



Тема 11. Античная мифология и Причерноморье

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гоме­ра. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.



Тема 12. Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь греческих переселенцев. Развитие земледелия, живот­новодства. Ремесло и торговля. Торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.

Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».

Тема 13. Боспорское царство

Союз греческих городов-полисов. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в

Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кав­каз. Падение Боспорского царства (IV в. н. э.).

Работа с текстом «Битва на реке Фат».



Тема 14. Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в го­родах-колониях. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы, жили­ща простых граждан. Одежда, ювелирные украшения, терракотовые статуэтки, микротехника. Домашняя утварь и традиционная пища. Верования. Святили­ща и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребаль­ный обряд. Образование, спорт, искусство.



Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени

Отражение культурных традиций Рима в культуре Боспора. Шедевры ан­тичного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок. Взаимодействие антич­ной и местной (варварской) скифско-сарматской культур.

Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые строительные материалы: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Признаки варваризации античного искусства в скульптурных произведени­ях. Скульптуры правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюже­ты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Ан­дрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.

Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».



Итоговое повторение и проектная деятельность (4 ч)

Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в истории Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и общественной жизни населения региона от периода древности до Средне­вековья.

Вклад кубанских археологов в развитие отечественной и мировой на­уки: Е. Д. Фелицын, Н. И. Веселовский, Н. В. Анфимов, В. Е. Щелинский, И. И. Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов.

6 КЛАСС (34 ч)

Введение (1ч)

Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитиче- ской истории Кубани.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК (8 ч)

Тема 1. Источники информации о малой родине

Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. Гео­графические и исторические карты. Краеведческая литература. Археологиче­ские находки. Письменные источники: документы, летописи, описания путе­шественников. Энциклопедические и топонимические словари. Справочники. Научно-популярная литература. Картины. Фотоснимки. Кино- и видеофиль­мы. Литературные произведения. СМИ. Мультимедийные учебные пособия. Интернет. Фенология, фенологические наблюдения. Биоклиматические карты. Краеведческие музеи.



Тема 2. Неповторимый мир природы

Особенности природы Кубани и своей местности. Географическое положе­ние Краснодарского края. Рельеф края и своей местности. Полезные ископае­мые. Особенности климатических условий Краснодарского края и своей мест­ности. Неблагоприятные погодные явления. Реки. Озёра. Плавни и лиманы. Подземные воды, их роль в жизни местного населения. Почвы.

Растительный мир Кубани. Растения, которые нас окружают.

Животные - обитатели населённых пунктов.

Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культу­ры. Природные достопримечательности и памятники природы своей местности.

Тема 3. Изменение природы человеком

Влияние человека на природу своей местности. Воздействие человека на рельеф, водные объекты, природные зоны. Мероприятия по охране природы. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей (природной) среды. Заповедные территории. Кавказский государственный природный биосферный заповед­ник. Государственный природный заповедник Утриш.



Тема 4. Население

Площадь территории Краснодарского края. Население, национальный со­став, особенности культуры, быта, традиции. Типы населённых пунктов. Горо­да (промышленные центры, портовые, курортные и др.). Сельские поселения (станицы, сёла, хутора, аулы). Влияние окружающей среды на здоровье чело­века. Жители вашего населённого пункта и административного района. Виды хозяйственной деятельности. Занятия жителей Кубани в прошлом. Занятия жителей городов и сельских населённых пунктов.



Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Административно-территориальная принадлежность вашего населённого пункта. Природа вашей местности. Природные и искусственные формы зем­ной поверхности. Полезные ископаемые и их использование. Климатические условия вашей местности, водоёмы. Почвы и их использование в сельском хо­зяйстве. Растения и животные вашей местности. Влияние человека на природу вашей местности. Лучшие труженики вашего района. Знаменитые земляки.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV-XVI вв. (14 ч)

  1   2   3   4   5