Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1 Педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся




страница1/4
Дата06.07.2017
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4


Введение

1 Педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся



1.1 ΐκςθβθηΰφθ οξηνΰβΰςελόνξι δεςελόνξρςθ σχΰωθυρ β σχεανξμ οπξφερρε

1.2 Структура познавательной активности учащихся при усвоении учебного материала

1.3 Проблема активизации познавательной деятельности с помощью наглядности в дидактике общеобразовательной школы

1.4 Принцип наглядности как средство активизации познавательной деятельности

1.5 Роль, виды, формы, функции средства наглядности. Правила реализации принципа наглядности на занятиях

2 Практическое применение принципа наглядности на уроках иностранного языка

2.1 Использование визуальной наглядности на уроках английского языка как средство повышения мотивации

2.2 Применение демонстрационного и раздаточного материала на занятиях по иностранному языку

2.3 Использование современных визуальных средств обучения для активизации иноязычного общения

2.4 Ξρξαεννξρςθ θροξλόηξβΰνθ οπεηενςΰφθι Power Point νΰ σπξκΰυ θνξρςπΰννξγξ ηϋκΰ

2.5 Эффективность использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Введение
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Δξλγξε βπεμ ξδνθμθ θη βΰζνειψθυ οπξαλεμ δθδΰκςθκθ βλώςρ: κΰκθμ ξαπΰηξμ ΰκςθβθηθπξβΰςό σχΰωθυρ νΰ σπξκε? κΰκθε μεςξδϋ ξασχενθ νεξαυξδθμξ οπθμενςό χςξαϋ οξβϋρθςό ΰκςθβνξρςό σχΰωθυρ νΰ ηΰνςθυ? Πεψενθε ηΰδΰχθ οξβϋψενθ ύττεκςθβνξρςθ σχεανξγξ οπξφερρΰ ςπεασες νΰσχνξγξ ξρμϋρλενθ οπξβεπεννϋυ οπΰκςθκξι σρλξβθι θ ρπεδρςβ ΰκςθβθηΰφθθ σχΰωθυρ.

Активизация познавательной деятельности школьников–актуальная проблема современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Изучением дидактических основ активизации познавательной деятельности занимались В.А. Аверин [1]; Е.В. Коротаева [31]; МП. Осипова [3]; И.Ф. Харламова [34]; Г.И. Щукина [47]. При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением учащихся методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания.

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками языков как учебных дисциплин и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность исследований по данной проблеме[4].

Цель исследования - изучить возможности использования визуальной наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении иностранного языка.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:



  • Раскрыть специфику познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

  • Рассмотреть пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

  • Раскрыть сущность принципа наглядности.

  • Описать возможности использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка.

  • Проанализировать виды наглядности, используемые на уроках иностранного языка.

  • Выявить уровень сформированности по английскому языку у учащихся 6-го класса.

  • Определить влияние использования наглядности на усвоение учащимися на уроках иностранного языка;

  • Составить методические рекомендации для студентов по использованию наглядности.

Объект исследования - процесс активизации познавательной деятельности учащихся на основе использовании визуальной наглядности

Предмет исследования - визуальная наглядность как способ активизации познавательной деятельности учащихся при изучении иностранного языка.

Гипотеза состоит в том, что правильное использование визуальной наглядности на уроках иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся, облегчает запоминание материала, делает его более доступным на уроках английского языка и улучшает знания учащихся, если учитель:

  1. Будет применять

  2. разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);

  3. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования навыков.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, продуктов деятельности учащихся; в т.ч. включенное наблюдение; изучение, обобщение и использование педагогического опыта

1. Педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся
1.1 ΐκςθβθηΰφθ οξηνΰβΰςελόνξι δεςελόνξρςθ σχΰωθυρ β σχεανξμ οπξφερρε
Ξασχενθε – ρΰμϋι βΰζνϋι θ νΰδεζνϋι ροξρξα οξλσχενθ ρθρςεμΰςθχερκξγξ ξαπΰηξβΰνθ. Ξςπΰζΰ βρε ρσωερςβεννϋε ρβξιρςβΰ οεδΰγξγθχερκξγξ οπξφερρΰ (δβσρςξπξννξρςό, νΰοπΰβλεννξρςό νΰ βρερςξπξννεε πΰηβθςθε λθχνξρςθ, εδθνρςβξ ρξδεπζΰςελόνξι θ οπξφερρσΰλόνξι ρςξπξν), ξασχενθε β ςξ ζε βπεμ θμεες θ ροεφθτθχερκθε κΰχερςβεννϋε ξςλθχθ.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом[43]. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении[16].

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение[41].

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:


  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности[18].

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:



  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • заниматься обучением отстающих;

  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.


1.2 Структура познавательной активности учащихся при усвоении учебного материала
Структура познавательной активности включает следующие уровни:

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Υΰπΰκςεπνϋι οξκΰηΰςελό: αξλόψΰ σρςξιχθβξρςό βξλεβϋυ σρθλθι, κξςξπΰ οπξβλεςρ β ςξμ, χςξ σχΰωθιρ ρςπεμθςρ δξβερςθ νΰχΰςξε δελξ δξ κξνφΰ, οπθ ηΰςπσδνενθθ νε ξςκΰηϋβΰεςρ ξς βϋοξλνενθ ηΰδΰνθ, ΰ θωες οσςθ πεψενθ.

Третий уровень – творческий.

Υΰπΰκςεπθησεςρ θνςεπερξμ θ ρςπεμλενθεμ νε ςξλόκξ οπξνθκνσςό γλσαξκξ β ρσωνξρςό βλενθι θ θυ βηΰθμξρβηει, νξ θ νΰιςθ δλ ύςξι φελθ νξβϋι ροξρξα.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.


1.3 Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальная проблема современности. Кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений, ее роль в онтогенезе. Проблема деятельности – одна из фундаментальных научных абстракций философии. Это – предмет изучения всех наук о человеке и обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становления его как личности. Научно-теоретическая разработка этой проблемы в педагогике может составить важнейший фундамент для множества педагогических исследований и ценнейшую основу практической деятельности учителей и воспитателей. Мы вполне солидарны с высказываниями философов о том, что многие недостатки современной педагогической теории связаны с тем, что педагогика до сих пор не сумела найти эффективных способов предметной интерпретации понятия «деятельность». Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствуют работы В.А. Аверина [1]; Е.В. Коротаевой [31]; МП. Осиповой [3]; И.Ф. Харламова [56]; Г.И. Щукиной [47]. Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. Познавательная деятельность - это формирование у учащихся мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность.

Активность личности – один из центральных вопросов ее становления. Это признано всеми. Однако интерпретация этой проблемы в буржуазной и социалистической науке различна. Активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития. В педагогической энциклопедии активность личности рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно – исторического опыта [40]. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею. Г.И. Щукиной познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности. И.Ф. Харламов понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями». Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения. Можно условно выделить два направления развития познавательной активности - деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности, и личностное, в основе которого лежит формирование мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой - результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней [46].Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса их исследования. Исходя из основных функций деятельности, A.M. Матюшкин [37] условно выделяет два ее типа:



  • адаптивный, обеспечивающий приспособление личности к условиям изменяющейся среды;

  • продуктивный - «сверхадаптивный», выходящий за пределы необходимого уровня адаптации.

Познавательная деятельность рассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленность на познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). В продуктивной познавательной деятельности на основании особенностей саморегуляции субъекта так же вычленяются три уровня:

  • активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула, провоцирующего поисковую деятельность;

  • исследовательская познавательная деятельность как ответ (реакция) на естественную или искусственно созданную в условиях обучения ситуацию;

  • личностная активность как устойчивое проявление «интеллектуальной инициативы»

Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов прошлого: Я. - А. Коменского; И.Г. Песталоцци[28]; И.Ф.Гербарта; А. Дистервега; К. Д. Ушинского[44]; П.Ф. Каптерева[27]и др.;На современном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение в работах В.А. Аверина [1]; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой; A.3. Зака [19]; Е.Н. Кабановой – Меллер [24; 25]; А.А. Люблинской; Н.И. Чуприковой.

Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, мы исходили из положения Л.C. Выготского [9; 10] и представителей его школы: П.Я.Гальперина [11]; В.В. Давыдова [14] о том, что только правильно организованное обучение влечет за собой умственное развитие. Психолого- педагогические исследования Л.В. Занкова [20]; В.В, Рубцова [42] показывают, что такое обучение изменяет весь ход психического развития ребенка, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности.

Исследование познавательной активности в рамках учебной деятельности позволило выделить три уровня активности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности:


  • репродуктивно-подражательный,

  • поисково-исполнительный (преобразующий)

  • творческий

Репродуктивно-подражательная деятельность проявляется в ходе усвоения готовых образцов действий, как идеальных, так и предметных, и предполагает направленность учащихся на осмысление способов их получения.

Поисково-исполнительская деятельность сопоставима с исследовательской деятельностью, выделяемой A.M. Матюшкиным, поскольку выражается в самостоятельном поиске путей решения предлагаемой учителем проблемной ситуации.

Творческая деятельность как высшая форма проявления познавательной деятельности связана с выходом за пределы заданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения, что возможно при достаточно высоком уровне саморегуляции поведения; это уровень также сопоставим с личностной активностью [39].

На основе определения признаков познавательной деятельности: отношение к учению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий); особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, эмоционально- волевые проявления, степень внешней активности); отношение к вне учебной познавательной деятельности (увлеченность, истинность, направленность), вычленено три уровня развития познавательной активности: высокий, средний, низкий [5].

В 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, как передача учителем готовых знаний и запоминание их учащимися. В 70- 80-е годы дидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровень познавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся в готовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленного переходом от объяснительно – иллюстративного к проблемному обучению[54].

О сути же творческой познавательной деятельности существуют различные точки зрения. Н.Г. Дайри и Н.В. Кухарев классифицируют ее как мыслительную самостоятельность учащихся. М.Н. Скаткин отмечает, что нельзя смешивать понятия «познавательная деятельность» и «мыслительная деятельность», потому что в первой имеют место не толькопроцессы мышления, но и внимание, память[12].

Т.И. Шамова пишет, что «мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чаще всего, не мысля нельзя». И.Ф. Харламов характеризует познавательную деятельность как процесс, в котором мыслительная деятельность учащихся имеет характер овладения знаниями. И.Я. Лернер отмечает, что активная познавательная деятельность есть условие самостоятельной работы учащихся на основе развития у них в первую очередь логического мышления. Этот вывод И.Я. Лернера, сформулированный ещё в начале 60-х годов, имеет принципиальное значение и сегодня[38].

Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к её активизации, являются как эмоциональная деятельность на уровневосприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями учащихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.

Изучению проблемы формирования познавательных интересов учеников и создания механизма мотивации при организации познавательной деятельности посвящены исследования Г.И. Щукиной[47] и А.К. Марковой[36]. В их работах внимание зафиксировано на таких дидактических, методических и психологических факторах обеспечения полноценной мотивации, как усвоение учащимися способов получения знаний, отбор своевременного содержания и методов обучения, учёт склонностей и использование возможностей учащихся.

Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующего алгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементов которого является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатом успешной познавательной деятельности. Организация процесса познания по линии интерес – воля – внимание связана, в первую очередь, с психологическим фактором. Ещё Л.С. Выготский отметил, что мысль рождается не от другой мысли, а в сфере воли и чувств [10]. Познавательная деятельность по линии мысль – поиск требует разработки конкретных методических средств, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности учащихся, что сделано, например, в исследованиях Н.В. Кухарева.

Варианты формирования творческого мышления учащихся описываются в работе Г.Г. Воробьёва [55]. В исследовании П.И. Пидкасистого даётся формулировка творческого мышления, как и формы познавательной деятельности, которая является отражением реальности.

Активизация познавательной деятельности предполагает комплексное воздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности школьника с целью развития познавательного интереса, произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.

На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательной деятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого-педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует её как организацию действий учащихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем с помощью совокупности методов – приёмов деятельности, ведущих к достижению определенной цели. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.

Исследованием педагогических проблем формирования познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев; М.В. Матюхина; М.П. Осипова [3].

Развитие личностного потенциала учащихся происходит на всех ступенях системы непрерывного образования, однако особая роль в этом процессе принадлежит начальной школе, где осуществляется овладение новыми ведущими видами деятельности и закладывается фундамент личностного развития. Речь идёт не только о функциональном развитии навыков учебной деятельности, но и о развитии всех видом их речевой и мыслительной деятельности, которые являются основой для полноценного интеллектуального развития. Язык служит средством коммуникации и вербальной мыслительной деятельности. Развивая речь, обучаясь языку, человек учится не только говорить, но и мыслить.

Как отмечалось в работах Л. Бахмана; Л.С. Выготского [9]; А.В. Запорожца [21]; И.А. Зимней [22], младший школьный возраст является наиболее сензитивным к изучению языков.

Языковое образование, по свидетельству П.П. Блонского [6]; Л.С. Выготского [10]; И.А. Зимней [22]; и др. существенно влияет на умственное развитие учащихся, способствует воспитанию самостоятельной, творческой, ответственной личности – субъекта своей жизнедеятельности, формируемой применением новых педагогических технологий, комплексно взаимодействующих на личность учащегося.

Идея разностороннего воспитания ребёнка выступала ведущей во всех педагогических системах прошлого. Актуальна она и в наши дни, когда проблема сохранения здоровья учащихся, наряду с их полноценным воспитанием и образованием, становится приоритетной в деятельности учителя.

При определении механизма стимулирования познавательной деятельности учащихся, современными исследователями учитывается мысль о том, что содержание гуманитарных дисциплин, как учебных предметов, подводит учащихся к осознанию определённых общечеловеческих ценностей, порождает избирательное отношение и дает возможность стимулировать познавательные интересы учащихся.

На практике у части учителей вызывает трудности организация работы по формированию у учащихся соответствующих умений. Обучение идёт сегодня, в основном, на репродуктивном уровне. При этом овладение учениками необходимыми учебными приёмами проходит после приобретения знаний, несмотря на то, что оно должно осуществляется в органической взаимосвязи. Отсюда следует, что организация познания связана в таком случае, в основном с деятельностью учителя как передатчика знаний по направлению к ученику, что весьма ограничивает познавательные возможности учащихся и их место в процессе обучения.

В современных условиях весьма актуальным является решение вопроса о педагогической целесообразностью и функциональной возможности использования наглядного обучения, включающего в себя использование компьютера. При этом внимание концентрируется не на самих технических средствах обучения, а на способах их применения в процессе обучения. Переход от старой «безмашинной» модели обучения «учитель – ученик», при которой учитель – источник информации транслирует ее ученикам, к трехэлементной трансляционной модели «учитель – компьютер – ученик» связан с использованием новых педагогических технологий. В их основу может быть положена идея программированного обучения, которая даёт возможность организовать самостоятельную работу всех учащихся учебной группы (класса) и в известных рамках её дифференцировать. Использовать обучение с помощью компьютера целесообразно в совокупности с традиционными средствами обучения. Деятельность учителя в условиях автоматизации учебного процесса должна повторять структуру традиционной учебно-познавательной деятельности. А сама личность учителя не может быть целиком заменена машиной[2]. Учитель, при условии определенной подготовки, может передать часть своих функций техническим средствам обучения. Изменение его роли, как источника информации, ведет к возникновению субъект – субъектной ситуации, где учитель выступает как консультант и коллега ученика.

На современном этапе в исследованиях сочетаются два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого-педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату[48]. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение. Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению[15]. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:



  • словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),

  • наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)

  • практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным[35].

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы. Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания. В классе учащиеся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Здесь есть свои требования:


  • текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

  • нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся. Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:

1) Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.



  • карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план

  • карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы

  • карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий

2) Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

  • карточка с вопросами для размышлений

  • карточка с расчетной задачей

  • карточка с заданием выполнить рисунок

3) Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

  • карточка с немым рисунком. Используется в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

  • тестовые задания. Применяются также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4. Метод проблемного изложения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя:

  • выдвижение проблемного вопроса,

  • создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

  • создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

  • демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера[26]. Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся. А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты[53].

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:



  • прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

  • прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

  • прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

  • эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

  • эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

  • исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний, прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций; Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся- консультанты из других групп).

  • задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

  • оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

  • давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Принцип проблемности. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно- познавательной деятельности характеру практических задач. Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно- познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав аудитории (комплектование групп), адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить[17].

Факторы, побуждающие учащихся к активности. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Состязательность также является одним: из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы.

Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход- это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно. Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты. Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

В организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка, как и вообще предметов иностранного языка на первый план выделяется задача активизации мышления учащихся.

Обучение становится малоэффективным при ограничении его только функцией передачи максимума информации. Потому что большое количество информации не есть развитый ум; а полученная информация ложится ненужным грузом на память учеников. Активизация мышления на разных уровнях познавательной деятельности рассматривается как важный резерв усовершенствования методики обучения иностранного языка.

Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления. При этом ученики должны знать, что основы их мышления являются отнюдь не универсальными. Что есть и другие системы мировоззрения. Но необходимо признавать за учениками право на собственные мысли и точку зрения при условии умения их обосновать, организовывать познание как «открытие», в ходе которого учитель показывает ученику методы и способы самостоятельного приобретения знаний.

Одной из возможных форм активизации познавательной деятельности в современных условиях можно считать использование таких методических средств как, например, рабочие тетради, познавательные задания, которые должны быть взаимосвязаны между собой дидактическими единицами учебно-методического комплекса. В их содержании должны присутствовать проблемные вопросы для организации работы на преобразующем либо творческом уровнях и вопросы на повторение материала с элементами мышления, ориентированные на репродуктивный уровень, но учитывающие задачи развития навыков основных мыслительных операций. Троицким ЮЛ.высказана идея о том, что такие методические средства, как рабочие тетради, представляют возможности для замены собой учебников. О целесообразности создания системы познавательных заданий, как дидактического средства активизации познавательной деятельности, свидетельствуют исследования дидактов и методические разработки педагогов-практиков.

И.Я. Лернер отмечал, что познавательные задания, представленные в системе, позволяют управлять познавательной деятельностью у учащихся на различных уровнях.

Среди психолого-педагогических факторов, которые влияют на процесс активизации познавательной деятельности, кроме взаимосубъектности, важным является учет возрастных особенностей. У учеников просыпается ощущение причинно - следственных связей, но недостаточно развито творческое мышление. Внимание учеников и их интересы психологически неустойчивые, широкие и нестабильные, что не позволяет обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала. Требуется разъяснение сути логических умений и упражнения по их использованию для превращения в навыки.

Показатели познавательных возможностей учеников, с методической точки зрения, может служить «обучаемость» учеников, это значит индивидуальные показатели скорости и качества усвоения умений и навыков в процессе обучения.

Развитие способности мыслить осуществляется через развитие таких форм мышления как предметно – образное (наглядно – образное), соответствующее репродуктивному уровню познания, и понятийно – словесное (словесно – логическое), которое соответствует творческому уровню познания. Переход от одной формы мышления к другой в современных условиях обучения возможен с помощью такого методического приема, как словесное оформление собственных мыслей (приложение 12), так как первый репродуктивный уровень требует только словесного воспроизведения уже изученного и полученного в готовом виде материала, а творческий уровень - умения мыслить.

  1   2   3   4

  • Цель исследования
  • Объект исследования
  • 1. Педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся 1.1 ΐκςθβθηΰφθ οξηνΰβΰςελόνξι δεςελόνξρςθ σχΰωθυρ β σχεανξμ οπξφερρε
  • Главная цель активизации
  • 1.2 Структура познавательной активности учащихся при усвоении учебного материа ла
  • 1.3 Проблема активизации познавательной деятельно сти в дида ктике общеобразовательной школы