Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Основная часть. Изучение творчества Андерсена-поэта




Скачать 138.54 Kb.
Дата06.01.2017
Размер138.54 Kb.
Введение.

Ганс Христиан Андерсен - один из самых любимых и известных писателей-сказочников. Каждый из нас с детства знаком с такими его произведениями, как «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева» и другими. В библиотеке всегда можно найти много сказок этого великого автора, но ни для кого не секрет, что многие из нас очень мало знают о самом Андерсене: каким он был человеком, как сложилась его жизнь, что его интересовало? Изучение творчества Андерсена в школе заканчивается в 5 классе. Проведя опрос шестиклассников, мы выявили - практически никто из них не знает, что Андерсен был не только сказочником, что среди его творений много и стихотворений, которые хорошо известны у него на Родине, в Дании. Считаем, что поклонникам Андерсена будет интересно познакомиться с неизвестными страницами его творчества.

Предметом нашего исследования являются лирические произведения Г.Х. Андерсена. Новизна данной работы определяется попыткой проанализировать автобиографичность его лирики.

Цель работы: исследовать, насколько отражены биографические данные в лирике Андерсена.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:


  1. Изучить биографию Ганса Христиана Андерсена.

  2. Выявить имеющиеся сведения о Андерсене-поэте.

  3. Проанализировать лирику Андерсена.

  4. Сопоставить биографические данные и лирику Андерсена.

  5. Провести опрос учащихся и проанализировать полученные данные.

1. Основная часть.

1.1. Изучение творчества Андерсена-поэта.

«Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Снежная королева» - эти и многие другие сказки Андерсена я полюбила с раннего детства, а само имя Ганса Христиана казалось мне таинственным и сказочным. Я думала, что автор таких произведений просто неземной человек. Каким он был? Как он выглядел? Как он жил? Что ещё он умел делать? Эти вопросы не давали мне покоя, и я пыталась искать ответы на них в энциклопедиях и в Интернете. При этом появилась уникальная возможность получить информацию, что называется, из первых рук - мой папа уезжал в командировку в город Оденсе - прямо на родину Андерсена! По моей просьбе он побывал в доме-музее Ганса Христиана и привёз мне интересные факты из жизни Андерсена. От него я узнала о том, что у себя на Родине Андерсен известен и как поэт, на его стихи даже создан национальный гимн Дании.

Заинтересовавшись этим, из Интернета узнала, что впервые в России об Андерсене как о поэте упоминается в 1880 году в известном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В нём говорится: «Андерсен Ганс Христиан - знаменитый датский поэт, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии. Во время пребывания своего в гимназии... он обратил уже на себя внимание публики несколькими стихотворениям; с этих пор начинается его обильная поэтическая деятельность, выразившаяся в целом ряде произведений, написанных им частью на родине, частью во время его многочисленных путешествий. Стихотворения его, выходившие с 1830 г. неоднократно отдельными изданиями, отличаются большим чувством и богатой фантазией».1

Однако, изучив имеющиеся в библиотеке биографические издания об Андерсене, можно сделать вывод, что немногие из биографов обращаются к его поэтической деятельности. Так, например, ни в одном детском энциклопедическом издании, рассмотренном нами, нет упоминаний о поэтической деятельности Андерсена. И лишь у двух авторов имеется информация по интересующему нас вопросу.

Одним из наиболее известных биографов Андерсена является Бо Грёнбек. Его книга "Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность" была переведена на русский язык в 1979 году, и с тех пор отрывки именно из этой книги служат вступительными статьями для большинства изданий произведений Андерсена.

_____________________________________________________________________________

1. Г .Х.Андерсен. Стихотворения. Интернет. http://www. skyart.com/andersen/poetry/poetry.htm

Книга сравнительно невелика по объему, но отличается большой информативностью. Достоинством работы является и то, что в ней специально и довольно подробно рассмотрены не только андерсеновские сказки и истории, но и его произведения других жанров — романы, драмы, стихотворения, путевые очерки. Автору удалось также создать убедительный психологический портрет писателя, раскрыть истоки противоречий в его сложной натуре.

В главе книги «Стихотворения», наиболее интересной нам, автор рассказывает о том, что Андерсен писал стихи со школьной скамьи в Слагельсе и до 1875 года, за несколько месяцев до смерти. Бесчисленные песни, поэмы на случай, эпиграммы по разным поводам, короткие истории, описания природы, памятные стихи на смерть друзей, лирические стихотворения в течение всех лет выходили из-под его пера. Особо автор отмечает короткие, трогательные и полные юмора сцены повседневной жизни, говоря о автобиографичности лирики Андерсена.

К одному из сборников сказок Х.К. Андерсена написал небольшую вступительную статью Константин Паустовский - нежный и тонко чувствующий поэт. Очень доброжелательно, мягко и с большой любовью он дал портрет любимого сказочника. Есть в этой статье и такой эпизод: «В это время в глубине пустынной улицы со стороны Старого порта, где усыпительно и монотонно покачивались в небе реи кораблей, показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными рукавами, и говорил сам с собой. Если бы можно было прислушаться к бормотанию этого незнакомца, то мы бы услышали, как он чуть нараспев читал стихи:

Я сохранил тебя в своей груди,

О роза нежная моих воспоминаний...

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: — Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь».1

Этот фрагмент из статьи К.Г. Паустовского даёт нам возможность сделать вывод о том, что в Дании Андерсен был известен как поэт.

Вот, пожалуй, и всё, что удалось найти об Андерсене-поэте. Но эти поиски позволили узнать много нового и интересного о жизни великого творца.

_____________________________________________________________________________

1. Сказочник [Г.-К. Андерсен) // Андерсен Г.Х. Сказки и истории: [В 2 t.J: Кн. 1. - Паустовский, К. Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993., стр. 46

1.2. Биография Андерсена и её отражение в лирике поэта.

Андерсен писал стихи со школьной скамьи в Слагельсе и до 1875 года, за несколько месяцев до смерти. Бесчисленные песни, поэмы на случай, эпиграммы по разным поводам, короткие истории, описания природы, памятные стихи на смерть друзей, лирические стихотворения в течение всех лет выходили из-под его усердного пера.

Из журнала «Библиотечное дело» узнала, что на Родине Андерсена в 2002 году были переизданы все его стихи. Интерес представляет интервью с издателем, помещённое в журнале:


  • Расскажите подробнее об издании стихов.

  • Для датчан прочесть, наконец, все стихи Андерсена - совершенно новая возможность. При жизни Андерсена стихи его печатались, но в старой орфографии. С тех пор правописание у нас несколько изменилось, и многие просто не могли прочесть тексты в старом издании. Очень хорошо, что теперь стихи переизданы.

  • А на другие языки стихи переводились?

  • Нет, только на немецкий.

  • Но я читал стихи Андерсена по-русски.

  • Да, это могли быть только какие-то немногочисленные тексты, скажем "Умирающее дитя".

Действительно, подавляющее большинство стихов Андерсена невозможно прочитать на русском языке, все же можно собрать «маленький букет вечно свежих цветов».

Мне удалось найти в переводе разных авторов (среди них известные поэты Я. П. Полонский, И. Суриков, К. Бальмонт, А. Майков) 45 стихотворений Андерсена, в 12 из них звучит тема Родины, родной природы, детства. Читая строки этих стихотворений, невольно задумываешься, насколько они автобиографичны.

Вьется змейкою дорожка;

Покосившийся немножко

Набок домик там стоит.

Дверь с петель слететь грозит;

Словно щурятся оконца

От лучей вечерних солнца.

«Картинка».

Неужели действительно великий писатель мог жить в таком покосившемся домике с маленькими оконцами?

Родился Андерсен в бедной семье: отец был башмачником, а мать прачкой. Жили они, действительно, в маленьком скромном домике (Приложение А).

Внутреннее убранство крохотных комнаток поражает своей простотой — ничего лишнего, всё только самое необходимое. На собственную мастерскую у старшего Андерсена не было денег, поэтому работал он обычно дома. Мать целыми днями стирала бельё для состоятельных горожан. Вечерами же садилась к прялке, чтобы потом связать что-нибудь из одежды для своих домочадцев: приобрести готовую одежду было для них непозволительной роскошью. И эти моменты детства отразил позднее Андерсен в своих стихах (Приложение А):

Мать на отцовский кафтан нашивает заплаты.

Звон колокольный несется в безмолвный простор,

Господа славит крестьянин молитвой средь хаты;

Набожно дети стоят вкруг большого стола...

«Вечер»

Денег в семье порой не хватало даже на хлеб насущный, а купить книгу было просто невозможно. Поэтому отец часто брал с собой маленького Ганса на прогулки в лес, стараясь воспитывать сына в любви к природе (Приложение А). Даже сегодня окраина города Оденсе выглядит очень живописно. И после смерти отца Андерсен не утратил этого единства с солнцем и небом, деревьями и цветами. Он старался понять подлинный смысл каждой былинки, каждой крохотной букашки.



Где ткет весна узорные ковры

Пестрей, чем здесь, — богаче и душистей?

Где светит месяц ярче и лучистей,

Где темный бук разбил пышней свои шатры?..

Люблю я вас, леса, холмы, луга,

Люблю святое знамя «Данеброга», —

С ним видел Бог победной славы много!..

Люблю я Дании цветущей берега!..

На лесных полянах Ганс стал петь, втайне радуясь тому, что его замечали и слушали даже знатные господа. За пение он иногда получал немного денег, которые он бережно откладывал, чтобы со временем уехать в Копенгаген на учёбу.

В 14 лет Юный Андерсен уезжает в Копенгаген в надежде устроиться где-нибудь певцом. Естественно, в столице его ожидали одни неудачи. С большим трудом его взяли учеником в консерваторию, установив крошечную стипендию. За год одежда Андерсена страшно износилась, подошвы он привязывал верёвками. В дождь и снег он постоянно

простывал и окончательно охрип. Директор консерватории жёстко посоветовал ему

возвратиться в Оденсе и лишил денег. Так в 15 лет Ганс оказался выброшенным за борт.

Это было самое страшное время в его жизни, но сдаваться на милость судьбе он не

собирался. На оставшиеся деньги он селится в самом бедном районе Копенгагена, сняв

старый тюфяк. Хозяйка из жалости наливала ему каждое утро кофе и давала немного

булки. Это стало для бедного мальчика единственной пищей на долгие месяцы.1

Я далеко от берега родного,

Я одинок, и одинок мой путь,

Но ты со мной, песнь детства дорогого,

Ты солнца луч, тобой согрета грудь!

Бродя по улицам в поисках работы, он, оборванный и голодный, иногда забредал в парк с озером, где подолгу любил смотреть на диких лебедей (Приложение А).

Вот остров мой; с него прохладой веет,

Задумчиво дремучий лес растёт,

И озеро спокойное синеет,

И лебеди скользят по лону вод!

«Я далеко от берега родного».

Наверное, уже тогда в его воображении зародился сюжет для будущей сказки «Гадкий утёнок». Я думаю, что это удивительное произведение - рассказ о нём самом. Именно в это время Андерсен пишет своё первое сочинение - пьесу для театра «Солнце Эльфов». Директор театров признал юное дарование и стал платить ему немного денег. Так тяжело начиналась самостоятельная жизнь молодого Ганса Христиана.

От каждой мелочи ты болен:

В глаза ли малая пылинка попадет,

Прохожий ли тебя на улице толкнет, —

Тотчас ты родиной и жизнью недоволен...

А только что ее покинешь, — за тобой

Воспоминаний ангел светлоокий

Летит и все поет о родине далекой,

О милых летних днях, о жатве золотой...

Всеобщее признание пришло к Андерсену в 30 лет после выхода в свет его первого сборника сказок. Успех этих сказок в том, что написаны они простым и понятным


____________________________________________________________________________________

1.Кем был Ганс Христиан Андерсен? // Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей: Т. 7. - М.: Слово, 1996, стр 23 .

каждому языком. В семьях, где были дети, писатель всегда был самым желанным гостем. Да и сам он обожал детей и с удовольствием рассказывал им свои сказочные истории.

Сказки Андерсена стали со временем духовной пищей для многих поколений людей почти во всех странах мира, живительным источником добра и любви. Издавались эти замечательные произведения на многих языках мира. В доме - музее Андерсена собрано много его книг, отпечатанных в разных частях света. Но на самом почётном месте мы увидим вот этот сборничек на русском языке, выпущенный в нашей стране во время Великой Отечественной войны (Приложение А). Надпись около этого экспоната гласит: «Книга отпечатана в блокадном Ленинграде в 1943 году. Суточная норма хлеба в то время составляла 125 грамм хлеба на человека».

Мне кажется, что более яркого подтверждения гениальности нашего любимого писателя мы нигде не найдём. Люди боролись с врагом, голодали и умирали, но никогда не переставали верить в жизнь, в то, что добро обязательно победит зло. А одним из источников этой веры были бессмертные сказки великого Андерсена. И люди выстояли!

Было у Андерсена и любимое увлечение. Вечерами, сидя в кругу детей и рассказывая им сказки, он любил вырезать из бумаги то фигурки, то узоры. Фигурки обычно изображали его сказочных героев и наклеивались затем на бумагу в виде аппликации. Свои узоры Ганс Христиан вырезал таким же способом, как и мы вырезаем снежинки на Новый Год. Только рисунки этих узоров кажутся мне более затейливыми и интересными. Настоящий художник слова, он и руками своими при помощи ножниц творил вот такое вот чудо (Приложение А).

Девизом никогда неунывающего Андерсена было его знаменитое изречение: «Ни на минуту не впускайте печаль в своё сердце: иначе она может поселиться там навсегда». При встрече на улице он всегда улыбался и, приподнимая с головы этот цилиндр, радостно им помахивал.1

Все знакомые считали Андерсена большим чудаком, и это действительно было так. Например, эту верёвку он всегда брал в свой багаж во все поездки, потому что панически боялся пожаров. Жилые комнаты в гостиницах в то время обычно располагались выше первого этажа, а пожары в домах не были редкостью. И Андерсен считал, что во время такого бедствия он всегда сможет спастись, спустившись из окна по этой верёвке.

В наши дни у домика Андерсена датчане любят отмечать дни рождения своих детей. Здесь именинников встречают голый король и оловянный солдатик, Дюймовочка и снежная королева, а также многие другие персонажи из знаменитых сказок. Устраивается
____________________________________________________________________________________

1. Андерсен Ханс Кристиан // Литература: Справочник школьника. - М.: Слово; 2005, стр. 34

целое представление, царит всеобщее веселье и всем кажется, что сказка всегда жила и будет жить рядом с нами (Приложение А).

Центральная площадь Копенгагена. Через дорогу находится знаменитый парк Тиволи - сегодня излюбленное место аттракционов для датских ребятишек. А на этой стороне улицы, отлитый из бронзы, и сейчас сидит Ганс Христиан Андерсен. Он отложил в сторону книгу и обернулся в сторону парка, словно стараясь услышать весёлый смех детей. Детей, которых он так сильно любил при жизни! (Приложение А).

Вы, конечно, знаете, что есть такая страна Дания. На карте она сплошь закрашена зеленой краской. И действительно, здесь, куда ни посмотришь, расстилаются луга, широкие равнины, на которых разбросаны небольшие поселения и маленькие городки, с чисто подметенными улочками, с домами, крытыми красной черепицей. Дания - родина великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. С ней у Андерсена связано все творчество, в том числе и поэтическое. В нём писатель непременно изображал провинциальные тихие города и деревушки, людей, с которыми сталкивался на каждом шагу: простых рыбаков и матросов, солдат и кухарок, бедных и богатых горожан, чванливых магистров философии и надменных аристократов... Словом, вся Дания, пестрая и разноликая, разместилась в андерсеновском творчестве. Дания, где прошла вся жизнь. Страна, где вырос я, где чувствую родным

И каждый холм, и каждый нивы колос,

Где в шуме волн мне внятен милый голос,

Где веет жизнь пленительным былым...

Вы, берегов скалистые края,

Где слышны взмахи крыльев лебединых,

Вы, острова, очаг былин старинных, —

О, Дания! О, родина моя!...



3. Неизвестный Андерсен

Произведения Ганса Христиана Андерсена изучаются в школе с первого по пятый класс. В начальной школе на уроках литературного чтении дети знакомятся с такими сказками, как «Гадкий утёнок», «Огниво», «Русалочка». Также проводятся уроки внеклассного чтения, на которых каждый ученик может рассказать о своей любимой сказке. В пятом классе в программу включена сказка «Снежная королева» и в качестве внеклассного чтения - «Соловей».

Нами был проведён опрос среди учащихся шестого класса, которые уже закончили изучение творчества Андерсена, предусмотренное школьной программой. В опросе участвовало 107 учащихся 6 «А», «Б», «В», «Г» классов нашего лицея. Им был предложен следующий опросный лист;


  1. Любите ли вы сказки Г.Х. Андерсена?

  2. Назовите известные вам сказки Андерсена.

  3. Где родился Андерсен?

  4. Какие произведения кроме сказок писал Андерсен?

5. Хотелось бы вам узнать больше о жизни и творчестве Андерсена?
Обработав опросные листы, мы получили следующие результаты (Приложение В):
На первый вопрос ответили положительно 100% учащихся.

Отвечая на второй вопрос, 36 учащихся (34%) назвали более двух сказок, 44 учащихся (41%) назвали одну-две сказки, 27 учащихся (25%) не смогли вспомнить ни одной сказки писателя. Вызывает удивление сопоставление ответов на эти вопросы. Вроде бы все любят сказки Андерсена, но при этом большая часть учащихся не может назвать более двух сказок. Какой можно сделать вывод? Большинство учащихся знают лишь самые популярные сказки Андерсена, возможно и то, что многие, читая сказки, не запоминают автора. И то, и другое вызывает лишь сожаление.

На третий вопрос ответили верно 36 учащихся (34%). Таким образом, и биография писателя, даже на самом элементарном уровне, остаётся большинству ребят неизвестной. Может, потому и не помнят они автора любимых сказок, что ничего о нём не знают, не представляют его как личность?

Отвечая на четвёртый вопрос, 23 учащихся (21%) сказали, что Андерсен писал рассказы, 1 учащийся (1%) - стихи, остальные 83 учащихся (78%) написали «не знаю». Это и не удивительно, ведь в школьной программе даже не упоминается о том, что Андерсен был не только сказочником. На пятый вопрос ответили положительно 86 учащихся (80%).

Таким образом, можно сделать вывод, что ученики недостаточно знакомы с жизнью и творчеством Андерсена, а его лирика вообще остаётся за рамками изучения. Мы считаем, что изучению творчества Андерсена (все согласятся с тем, что он один из самых ярких зарубежных детских писателей) уделено недостаточное количество времени, это подтверждается и результатами опроса.

Утешает то, что большинство учащихся всё-таки осознают это и хотели бы лучше познакомиться с любимым сказочником.



Заключение.

Таким образом, из нашего исследования можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день биография всеми любимого сказочника Г.Х. Андерсена недостаточно освещена в русском литературоведении. Так, в ней практически не рассматривается такое направление его творчества, как поэзия. При этом анализ поэтического творчества Андерсена, сопоставление его с биографией позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в лирике Андерсена нашли отражение основные моменты его жизни, во-вторых, лирика раскрывает богатый внутренний мир писателя, объясняет трагичность многих любимых нами сказок.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что Г.Х.Андерсен является одним из самых гениальных и ярких представителей зарубежной литературы. Результаты опроса показали, что, закончив изучение творчества Андерсена в 5 классе, большинство учащихся не владеют информацией о его биографических и личностных данных, знают ограниченное количество его произведений. Отсюда следует, что имеется необходимость изучения его творчества (в том числе и поэзии, которая поможет приблизить автора к читателю) и в более старшем возрасте.



Даная работа может быть использована на уроках литературы при изучении жизни и творчества писателя. Также она будет интересна всем любителям словесности, поклонникам творчества Г.Х. Андерсена.




  • 1. Основная часть. 1.1. Изучение творчества Андерсена-поэта.
  • 1.2. Биография Андерсена и её отражение в лирике поэта.
  • 3. Неизвестный Андерсен