Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Оргмомент. Литературоведческий диктант




Скачать 99.76 Kb.
Дата22.01.2017
Размер99.76 Kb.
1.Оргмомент.

2. Литературоведческий диктант. Какое средство выразительности является главным в повести? Сегодня мы сделаем вывод, почему.

3. Опорное повторение. (Что мы знаем о персонажах повести В.Г.Короленко «В дурном обществе?) Показ слайдов – таблиц. Как мы видим, характеры героев повести постепенно меняются (как и все люди вообще). Кто же меняется больше всех и почему? Верно, это главный герой – Вася, и меняется он при общении с «дурным обществом».

Итак, сегодня мы пронаблюдаем и сделаем выводы о том, что изменило Васю, что меняет человека вообще и как это происходит, как и всегда на уроках литературы мы будем наблюдать великий феномен под названием «жизнь».



4. Обобщение и систематизация знаний. Беседа.

1.Какова обстановка в Княж-городке, где живёт Вася? (с.25-26) Главная проблема, заявленная в начале повести - социальная. Кто входит в «дурное общество» и кто его так называет? Что давал Вася Валеку и Марусе? А теперь посмотрим, что изменило в жизни Васи общение с ними.

2.Мы будем вносить наблюдения за изменениями в мировоззрении Васи в таблицу, а потом сделаем выводы.

Мировоззрение и жизнь Васи

До общения с «дурным обществом»

После общения с «дурным обществом»

Что знал о жизни

Очень мало

Узнал о жизни бедных , испытал «щемящее до боли сожаление», столкнулся с реальной жизнью.


О ком переживает больше всего

О себе и своём несчастье

О ближних – Марусе и Валеке, горько плакал, «с сердечной болью» думая об их судьбе.

Цель жизни

Нет, только бродяжничество

Видит, что он нужен, что он помогает другим

Вася и окружающие

С 6-ти лет уже испытывал «ужас одиночества»,

Чувствует себя обогретым . его понимают и любят

Отношения с отцом

Избегал встреч с отцом, замыкался в себе, хотя хотел разделить с ним горе, считает отца злым

Видит отца в другом свете: добрым и справедливым, с отцом возникает взаимопонимание, мир в семье

3. (Эпизод с куклой). Какой случай полностью изменил их отношения, что стало символом перемен? Этот предмет находится здесь. (Демонстрация коробки и показ куклы).

4. Как изменились взаимоотношения Васи с отцом, мы увидим своими глазами. (Инсценировка).

5. Кукла в повести является символом. Чтобы ярче понять, символом чего, послушаем стихотворение С. Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови».

6. Перескажите стихотворение. Какой предмет в стихотворении выполняет ту же роль, что и кукла в повести Короленко? (Показ слайда «Кукла-пышка»).

7. Запись вывода. Кукла в повести является символом милосердия. Всё творчество Короленко и многие произведения русской литературы посвящены теме милосердия.

8. Чьи это слова: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него... И всё-таки впереди – огни!»? Это слова Короленко – автора повести. И вы увидите кадры, связанные с его жизнью и с повестью. Показ слайдов о биографии и повести с песней «Созвездие добра».

9. Пусть вашу жизнь освещает созвездие Добра. И помните, что улучшает жизнь милосердие и добро.

10. Откройте вашу таблицу сегодняшнюю и дневники. Домашнее задание: написать сочинение на тему урока. План в первой колонке таблицы.



Резерв:

1. Ярко увидим новую жизнь Васи в «Заключении» повести.

2. Какое название глубже и почему: «Дети подземелья» или «В дурном обществе»? Как оно соотносится с темой урока?

3. Кто и как говорит о действии «дурного общества» на Васю? ( Януш и Тыбурций (с.52))

4.Кто высказывает в повести самые справедливые мысли? (Тыбурций). А призывает ли автор любого бедняка считать хорошим? Чей образ в повести говорит о другом? (Януш)

5. Почему Вася стал возвращаться от Валека и Маруси «с отуманенною головою»? (Он стал задумываться над сложными жизненными вопросами)? О чём заставило задуматься Васю общение с Валеком и Марусей? ( О краже, о нищете, о голоде).

12.Что говорит об отце Васи его слова о том, что он «покорнейше» просит Тыбурция принять деньги?

13. Почему Вася, его сестра и отец любят посещать могилу Маруси? (В память о ней и с благодарностью за воссоединение семьи).



Как повлияло на жизнь и мировоззрение Васи общение с «дурным обществом» ?

План – конспект

урока литературы в 6 классе

«Как повлияло на жизнь и мировоззрение Васи общение с «дурным обществом» ?

(По повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Учитель – Никольская С.И.

2010-2011 учебный год

Основные «узлы» урока



1.Характеристика героев повести ( по таблице).

2.Чтение стихотворения С.Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови...»

3.Кукла.

4.Литературоведческий диктант.

2.Инсценирование фрагментов повести.

3. Какое название глубже и почему: «Дети подземелья» или «В дурном обществе»?

4. Кто и как говорит о действии «дурного общества» на Васю? ( Януш и Тыбурций (с.52))

6.Кто высказывает в повести самые справедливые мысли? (Тыбурций). А призывает ли автор любого бедняка считать хорошим? Чей образ в повести говорит о другом? (Януш)

7.Кто называет людей из часовни «дурное общество»? (Януш).

8. Почему Вася стал возвращаться от Валека и Маруси «с отуманенною головою»? (Он стал задумываться над сложными жизненными вопросами)? О чём заставило задуматься Васю общение с Валеком и Марусей? ( О краже, о нищете, о голоде).



11. Как названа в повести кукла?

12.Что говорит об отце Васи его слова о том, что он «покорнейше» просит Тыбурция принять деньги?

13. Почему Вася, его сестра и отец любят посещать могилу Маруси? (В память о ней и с благодарностью за воссоединение семьи).



Глава 1

В городе в глаза прежде всего бросается тюрьма, «лучшее архитектурное украшение в городе». «Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли».

«Высокие , густые камыши волновались, как море, на громадных болотах».Посреди одного из прудов на острове - «старый, полуразрушенный замок», бывший приютом бедняков.

На горе-« заброшенная часовня». Среди них начались раздоры. Старый Януш, бывший слуга графа, оставил в замке слуг графа , остальных выгнал с «холодной жестокостью». «Несчастные тёмные личности в лохмотьях, жалкие, совались по острову, «точно кроты», а потом приютились на горе, около часовни. Так образовалось «дурное общество во главе – Тыбурций Драб.



Глава 2


Главный герой Вася

Валек

Мать мальчика умерла, когда ему было 6 лет, он помнит и любит её до слёз.

Рос, «как дикое деревцо в поле», без заботы, но свободно.

Редко бывал дома , был «уличником», «как молодой волчонок», избегал встреч с отцом, робел и замыкался в себе, хотя хотел разделить с ним горе. (с.31), не чувствует в нём родную душу, отторгнутый отцом, плачет « от досады и боли», с 6-ти лет уже испытывал «ужас одиночества», считает, что отец его не любит. Дома не встречает «привета и ласки», бродяжит.

Любит свою сестру Соню, но к ней не пускает нянька, «как всклоченная наседка», мальчик чувствует себя как «коршун», а Соня- как «маленький цыплёнок».

Зовут его «бродягой, негодным мальчишкой с дурными наклонностями». А ему кажется, что он «может и должен что-то сделать».

После знакомства с Валеком и Марусей

Носит друзьям яблоки и лакомства. Многое может сделать, чтобы услышать смех Маруси, испытывает «щемящее до боли сожаление».

Увидел своего отца с другой стороны после разговора с Валеком.

Горько плачет, «с сердечной болью» думая о судьбе Валека и Маруси, «что-то повернулось» .




Лет семи (девяти), рослый и развитый, высокий, тонкий, «как тростинка», черноволосый, бедно одетый.

Не верит, что Вася, сын судьи, будет дружить с ним, бездомным.

Угощения Васи принимает солидно.

Понимает, что они «нищие».

Привязывается к Васе и «обнимает его, «как брата»




Маруся

Соня

Маленькая девочка 4-х лет, белокурая и голубоглазая, «бледное, крошечное создание, как « цветок, выросший без лучей солнца», шатается, «как былинка», головка «как полевой колокольчик».

Очень радуется подаркам от Васи, с восторгом и румянцем.

Почти никогда не бегает, смеётся, «как самый маленький серебряный колокольчик», «жалким смехом», «платье грязно и старо», волосы роскошнее, чем у Сони.

«Серый камень высосал из неё жизнь», по словам Валека. Она увядала, «как цветок осенью».

После объяснения истории с куклой вновь чувствует в отце родного человека.


4-х лет, « кругла, как пышка и упруга, как мячик»., резво бегает, звонко смеётся,темноволосая, с лентой в волосах ив красивых платьях.











Отец Васи

Тыбурций Драб

Судья и очень честный человек, не идёт на поводу у богатых, сострадает бедным .

Отец, отдавшись горю, как будто забыл о существовании сына.

«Строгое и угрюмое лицо» с печ

атью «неизлечимого горя».

Отворачивается от сына « с досадой и болью», между ними «какая-то стена». Но сына никогда не наказывал, даже не говорил ему резкого слова.

«Самый лучший человек в городе», но служит закону и ему повинуется, по словам Тыбурция.

Не хочет слушать слова Януша о Васе.

Меняется по отношению к Васе, даже рука из «тяжёлой» становится «нежно гладящей».

Сочувствует горю Тыбурция и одобряет доброту сына.


Портрет-с.29. Груб, в нём есть «что-то обезьянье», но есть энергия и ум, глубокая постоянная печаль». Очень любит детей, «целует и плачет».

С законом были у него «столкновение».

Заступается за Васю, хотя самому очень тяжело.

Тяжело переживает смерть Маруси.



1.Оргмомент.

2. Литературоведческий диктант. Какое средство выразительности является главным в повести? Сегодня мы сделаем вывод, почему.

3. Опорное повторение. (Что мы знаем о персонажах повести В.Г.Короленко «В дурном обществе?) Как мы видим, характеры героев повести постепенно меняются (как и все люди вообще). Кто же меняется больше всех и почему? Верно, это главный герой – Вася, и меняется он при общении с «дурным обществом».

Итак, сегодня мы пронаблюдаем и сделаем выводы о том, что изменило Васю, что меняет человека вообще и как это происходит, как и всегда на уроках литературы мы будем наблюдать великий феномен под названием «жизнь».

4. Какова обстановка в Княж-городке, где живёт Вася? (с.25-26) Главная проблема, заявленная в начале повести - социальная. Кто входит в «дурное общество» и кто его так называет? Что давал Вася Валеку и Марусе? А теперь посмотрим, что изменило в жизни Васи общение с ними.

6. Мы будем вносить наблюдения за изменениями в мировоззрении Васи в таблицу, а потом сделаем выводы.

Мировоззрение и жизнь Васи

До общения с «дурным обществом»

После общения с «дурным обществом»

Что знал о жизни

Очень мало

Узнал о жизни бедных , испытал «щемящее до боли сожаление», столкнулся с реальной жизнью.


О ком переживает больше всего

О себе и своём несчастье

О ближних – Марусе и Валеке, горько плакал, «с сердечной болью» думая об их судьбе.

Цель жизни

Нет, только бродяжничество

Видит, что он нужен, что он помогает другим

Вася и окружающие

С 6-ти лет уже испытывал «ужас одиночества»,

Чувствует себя обогретым . его понимают и любят

Отношения с отцом

Избегал встреч с отцом, замыкался в себе, хотя хотел разделить с ним горе, считает отца злым

Видит отца в другом свете: добрым и справедливым.

7. Как изменились взаимоотношения Васи с отцом, мы увидим своими глазами. (Инсценировка).

8. (Эпизод с куклой). Какой случай полностью изменил их отношения, что стало символом перемен? Этот предмет находится здесь. (Демонстрация коробки и показ куклы).

9. Но кукла стала ещё и символом очень важного понятия. Какого именно, мы уточним, прослушав стихотворение С.Есенина. (Чтение стихотворения.)

10. Показ слайда и вывод. (Главная категория – милосердие). Запись в тетрадь о том, что Вася стал добрее, милосерднее.

11.Добро, милосердие – главные понятия для всей русской литературы и для творчества Короленко в особенности. (Показ слайдов). Пусть и вам светит всю жизнь созвездие добра, созвездие любви.

12. Мы уже отмечали, что главным в повести средством выразительности является сравнение. А как это относится к теме урока? (Сравниваем Васю до и после общения с «дурным обществом», сравниваются Вася и Валек, Маруся и Соня, отец Васи и Тыбурций, две семьи). О переменах говорит и финал повести. (Чтение финала).



13. Домашнее задание. Написать сочинение на тему урока, используя таблицу.

Слайд

14. Итоги. Резервные вопросы.

  • 4. Обобщение и систематизация знаний. Беседа.
  • (Инсценировка).
  • (Показ слайда «Кукла-пышка»).
  • Показ слайдов о биографии и повести с песней «Созвездие добра».
  • Домашнее задание
  • Как повлияло на жизнь и мировоззрение Васи общение с «дурным обществом» План – конспект урока литературы в 6 классе