Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


№1 «Комплекс основных характеристик программы»




страница1/7
Дата04.07.2017
Размер1.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры учащихся.

Программа «Юный химик» вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в школе, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Среди учащихся, интересующихся химией, можно выделить 2 группы: целенаправленно готовящих себя к выбору профессии исследователя и ориентирующихся на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека. Данная программа адресована именно таким учащимся, которые проявляют повышенный интерес к изучению химии и собираются продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.

Программа «Юный химик» имеет естественнонаучную направленность, предназначена для учащихся 15-18 лет (9-11 классы) и носит предметно-ориентированный характер. Форма обучения программы – очная.

Актуальность программы «Юный химик» заключается в том, что в ходе ее реализации совершенствуются умения решать расчетные задачи разного уровня сложности. Программа углубляет знания учащихся, вырабатывает умения самостоятельно применять приобретенные знания на практике. Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии. Решение задач повышенного уровня сложности практически не применяется в школьном курсе. Однако при сдаче ЕГЭ по химии учащиеся должны обладать определенным уровнем химических знаний в этой области. Поэтому программа «Юный химик» необходима.

В последние годы все более широкое применение в практике преподавания химии находит тестовый контроль знаний, умений и навыков учащихся. Тестовая оценка знаний имеет ряд преимуществ перед традиционной формой как в школе на уроках, так и на экзаменах разного уровня (ОГЭ, ЕГЭ). Тестовая форма контроля знаний достаточна специфична. Выполнение тестов требует от учеников наличие определенных умений и навыков работы с ними. Для успешного выполнения теста, помимо всегда желательного прочного и глубокого знания предмета, нужны внимание, хладнокровие и умение выстраивать логические цепочки рассуждений. Несмотря на то, что данная форма контроля распространена в учебной практике, большинство ошибок при выполнении заданий очень типично, и их можно достаточно легко избежать. Для этого учащихся надо научить работать с различными видами тестов, что на уроках практически невозможно сделать из-за отсутствия специально отведенного на это времени. Программа «Юный химик» способствует развитию навыков и умений по выполнению тестовых заданий разного уровня сложности.

При изучении данной программы проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются контрольные тестовые работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Значительно оживляет изучение курса составление творческих расчетных задач по различным темам, связанных с производством, медициной, биологией и другими науками. Дополнительная образовательная программа «Юный химик» вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами их решения.

Не секрет, что первый курс ВУЗа для учащихся является «стрессовым», так как меняется система обучения, возрастает поток новой, более сложной информации, меняется коллектив преподавателей, поэтому изучение материала дополнительной образовательной программы «Юный химик» поможет ребятам в дальнейшем почувствовать уверенность в себе, быстрее адаптироваться в новых условиях обучения в ВУЗе.



Дополнительность программы «Юный химик» заключается в том, что она расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем.

Новизна данной образовательной программы заключается, прежде всего, в том, что в учебный план программы включены два раздела, которые направлены на удовлетворение познавательных интересов о веществах, их производстве и их практическом применении в повседневной жизни, а именно: «Важнейшие материалы для жизнеобеспечения общества и основы их производства» и «Химические знания в жизни человека». Содержание этих разделов основано на следующих принципах:

  • учет возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом,

  • учет психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечение химической грамотности в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни.

Содержание этих разделов представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых учащиеся будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Каждый раздел завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта. По каждому проекту предоставляется аннотация работы - краткое содержание. Итогом усвоения знаний учащимися является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний. На конференции подводятся итоги и награждаются победители лучших проектных работ.

Приобретенные знания и умения учащиеся могут использовать для:



  • понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в быту, в природе и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

В работе с учащимися употребляется также комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о собственных личных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических свойств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку конкретно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех главных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня самосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Мишень исследования состоит в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в подростковом возрасте. С данной целью используется 2 методики: Дж. Холланда и Е.А. Климова. Опросник Холланда позволяет выявить преобладающий тип личности (приложение №1), тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность (приложение №2). Полученные результаты можно употреблять при профориентации старшеклассников, при организации личностно-нацеленного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики: на 1-м году обучения раскрываются основы общей и неорганической химии, на 2-м году обучения – основы органической химии, химии ВМС, а также вопросы, связанные с химическими знаниями в жизни человека и важнейшими материалами для жизнеобеспечения общества и основ их производства.

Программа «Юный химик» базируется на таких основных идеях, как:


  • Идея интегративности, которая предполагает раскрытие межпредметных связей химии с дру­гими науками, взаимопроникновение научных понятий, трак­товка которых в этом случае становится более широкой и тем самым расширяет кругозор учащихся, способствует формиро­ванию естественнонаучной картины мира.

  • Идея методологизации заключается в том, чтобы до учащихся был доведен не просто результат научных изысканий, но и сам процесс его поиска, чтобы они осваивали и методы химической науки, понимали связь между научным результатом и методами, которыми он получен.

  • Идея экологизации подразуме­вает обязательное приобщение учащихся не только к проблемам охраны природы, но и к осознанию великолепных предоставленных человеку природой богатств, к пониманию того, что главная задача науки — не покорять природу, не взять у нее ее богатства, а сохранять их, беречь и приумножать.

  • Идея гуманизации призвана раскрыть перед учащимися роль химии в создании общечеловеческих ценностей, исполь­зования ее достижений на благо человека.

Дидактика учит, что первым важнейшим требованием к со­держанию является его научность. Это первый принцип ди­дактики, отражение в учебном содержании реальных процес­сов и веществ, выявление реальных связей между ними, с другими процессами и веществами. Научность содер­жания может быть достигнута лишь тогда, когда учащихся знакомят не только с готовыми выводами, но и с методами ис­следования.

Глубина научной интерпретации процессов, фактов, явле­ний ограничивается другим дидактическим принципом — до­ступностью. Устранение противоречия между необходимос­тью отражения современного уровня науки и соблюдением тре­бований принципа доступности — главный путь совершен­ствования содержания. Доступность учебного материала оп­ределяется числом связей этого материала с уже известными сведениями. Например, нельзя доступно изложить вопрос о гибридизации орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя объяснить сущность электролиза без знания те­ории электролитической диссоциации и понятий об окисли­тельно-восстановительных процессах. Поэтому принцип дос­тупности базируется на третьем важном принципе — систе­матичности, который связан в некоторой степени с системностью, т. е. предполагает отражение в сознании обучае­мых системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Однако систематичность предусматривает и определенное построение содержания, его логику, которую иногда называют логикой науки. Вещества, процессы, химичес­кие элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось более полное, объективное представление.

Систематичность курса выражается в строгой логической последовательности построения учебного ма­териала, в подчинении его единой идее. При реализации принципа систематичности нужно учиты­вать закономерности процесса познания, движение от извест­ного — к неизвестному, от простого — к сложному. Необходи­мо вскрывать связи, существующие в реальной действительно­сти, добиваться правильного отражения их в сознании учащих­ся. Так, например, изучение свойств веществ опирается на зна­ние их состава и строения, а применение — на знание свойств. Понятие «химический элемент» первоначально трактуется как вид атома, после изучения теории строения атома — как вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Сам атом сначала характе­ризуется как химически неделимая частица, а затем — как сложная частица, имеющая свою структуру, и т. д. Реализации принципа систематичности способствует выяв­ление и осуществление межпредметных связей. Важно рас­крыть перед учащимися содержание так, чтобы показать диа­лектику науки как диалектику человеческого познания, движение от живого созерцания — к абстрактному мышлению и от него — к практике, показать развитие научных представлений.

Связь обучения с жизнью, с практикой — это еще один важ­ный дидактический принцип. Именно он обеспечивает моти­вацию обучения. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают, зачем им нужен предмет химия. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения химичес­ких знаний.

Таким образом, основными принципами программы «Юный химик» являются:



  • принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию учащегося);

  • принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;

  • принцип научности содержания и методов образовательного процесса;

  • принцип связи обучения с жизнью;

  • принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся;

  • принцип добровольности (зачисление учащегося в группу возможно только по его желанию);

  • принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп учащихся);

  • принцип ориентации на успех;

  • принцип взаимоуважения;

  • принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны учащимся).


При анализе возрастных особенностей участников образовательного процесса, в первую очередь, обращено внимание на то, что период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью. Основное новообразование ранней юности – это готовность к самоопределению. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:

  • открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;

  • стремление к самопознанию;

  • формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;

  • самоуважение.

В образовательной программе «Юный химик» учтены перечисленные выше возрастные особенности учащихся. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной оценки своих профессиональных возможностей.

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета и выбора профиля, ориентированного на изучение именно этого предмета. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих основные законы жизни и развития органического мира.

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на подростка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения и воспитания.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей подростка. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать нагрузки.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в заданиях повышенной сложности с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно - эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.



Содержание предмета химии должно быть представлено четырьмя видами:

  • системой научных знаний;

  • системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных);

  • опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в области данной науки;

  • опытом отношения к окружающей действительности, правильной ценностной ориентации.

Все эти четыре вида содержания взаимосвязаны. Так, не зная закономерностей протекания химической реакции, нельзя осуществить их практически. Без эксперимента нельзя приобрести полноценных знаний об изучаемом объекте, как нельзя их получить, не умея работать с учебником. Не обладающий опытом творческой деятельности, учащийся обречен лишь на копирующие действия, у него не может возникнуть оригинальных мыслей. Он не сможет решать усложненные задачи, отвечать даже на простые, но необычно заданные вопросы, потому что не умеет перенести свои знания в новые ситуации, не умеет видеть проблему и т. д. Наконец, на основе эмоционально-волевой сферы личности, ее отношения к изучаемому материалу, знания перерастают в убеждения, формируется мировоззрение.

Весь курс дополнительной образовательной программы «Юный химик» можно разделить условно на пять этапов, на каждом из которых происходит качественное изменение важ­нейших понятий, их развитие.



Первый этап вводный курс химии, в те­чение которого усваиваются основные понятия и законы, атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева, строение атома, химическая связь.

Второй этап — изучение закономерностей протекания химических реакций, а также физико-химическая теория растворов электролитов и неэлектролитов (теория электролитической диссоциации, гидролиз, окислительно-восстановительные реакции, теория растворов, способы выражения концентрации).

Третий этап — изучение элементов по группам периодической системы Д. И. Менделеева (металлы и неметаллы).

Четвертый этап - изучение органических веществ на основе со­временной теории их строения, изучение высокомолекулярных соединений и основных веществ живых клеток.

Пятый этап – изучение важнейших материалов для жизнеобеспечения общества и основ их производства, а также применение химических знаний в жизни человека.

Между этими этапами, в основе которых лежат теории, проис­ходит накопление фактов, обогащение ими понятий. Изучение же каждой теории приводит к качественному изменению понятий. Периодически в курс программы включаются обобщения.

Процесс формирования мировоззрения — это, прежде всего, процесс формирования мышления. Осознанность восприятия, понимание изучаемого — первое важное условие формирования научных взглядов. Учащиеся должны научиться обобщать, си­стематизировать, экстраполировать, видеть проблему и наме­чать пути ее решения, устанавливать межпредметные связи, которые играют особенно значимую роль в формировании мировоззрения. Главная задача установления межпредметных связей заключается, пожалуй, именно в этом. Они способству­ют развитию широты взглядов, формированию сначала хими­ческой, а затем и естественнонаучной картины мира, возник­новению потребности объяснять явления с материалистических позиций. На этой базе появляется уверенность в безграничных возможностях науки и в том, что это зависит от успехов в ее постижении.

Межпредметные связи возникают в результате усвоения тео­ретического материала (теории, законы, понятия, факты, на­учные методы), приобретения умений и навыков (интеллекту­альных и общеучебных), ознакомления с народнохозяйствен­ными проблемами и т. д.

Легко устанавливаются межпредметные связи с биологией: био­логическая роль химических элементов, физиологическое дей­ствие веществ, а также тесная связь органических веществ с био­логическими объектами. Важное мировоззренческое значение имеет рассмотрение круговорота отдельных элементов (азота, уг­лерода) в природе.

Межпредметные связи с географией могут быть осуществле­ны через изучение природных соединений отдельных элемен­тов и их месторождений.

С физикой межпредметные связи особенно тесные. Они уста­навливаются через систему понятий о строении вещества и его свойствах, при изучении сущности процессов, общих для фи­зики и химии законов (закон сохранения и превращения энер­гии, периодический закон Д. И. Менделеева), при ознакомле­нии с терминологией, системой единиц и т. д.

С математикой связь легко осуществляется при решении рас­четных задач, а также при построении всевозможных графи­ков. Однако просматривается и более глубокая связь с матема­тикой, осуществляющаяся посредством использования в химии рациональных приемов мышления, которые формируются в процессе обучения математике.

С историей связь устанавливается при рассмотрении развития хи­мических производств и разнообразных исторических фактов.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В понятие гуманизации обучения входит проблема организации коллектива учащихся и влияние педагога на этот коллектив. Решение этой проблемы ведет к качественному улучшению образования т.к. в этом случае образовательное учреждение не только учит, но и воспитывает полноценного члена общества.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее учащийся в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Термин «коллектив» произошел от латинского сollectives - со­бирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности. Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.

Современный воспитательный процесс ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов) развития коллектива.



Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований  постепенно расширяется.

Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолени­ем противоречий: между коллективом и отдельными ученика­ми, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общи­ми и индивидуальными перспективами; между нормами пове­дения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчерк­нуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные  отношения,  имеющие особые отличительные признаки:



  • мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

  • дружеское единение его членов;

  • ощущение защищенности каждого члена коллектива;

  • активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

  • привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Большое внимание А.С.Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

В традициях им выделялись большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Он справедливо замечал, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Знание психологии, механизмов влияния на личность имеет очень важное значение. Чем глубже педагог поймет психологию группы, тем легче ему будет учить и воспитывать детей. С этой целью педагог проводит различные диагностики, методики. (Приложение №9). Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своей группе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности группового сообщества. Полезную информацию получает педагог о родителях и друзьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы помогает определить круг наиболее авторитетных лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.


  1   2   3   4   5   6   7

  • Связь обучения с жизнью, с практикой
  • При анализе возрастных особенностей участников образовательного процесса
  • Необходимость индивидуального подхода
  • Содержание предмета химии