Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк 7 Тема Как провести социологическое исследование 44




страница1/32
Дата17.03.2017
Размер6.88 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

А.И. Кравченко
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Логос
Москва 2002
УДК 316
ББК 60.5
К78
Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:
ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
ISBN 5-9292-0019-Х («ПЕР СЭ»)
ISBN 5-94010-001-5 («Логос»)
Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.д. Параллельно теоретическому материалу дается обширный практический, в который вошли лучшие студенческие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса. Практические задания, ориентированные на повседневную жизнь, и большое число иллюстраций служат для лучшего усвоения студентами теоретического материала. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для студентов непрофильных специальностей.
Для студентов вузов. Представляет интерес для преподавателей, а также широкого круга читателей.

ISBN 5-9292-0019-Х («ПЕР СЭ»)


ISBN 5-94010-001-5 («Логос»)
© Кравченко А.И.,2000
© ПЕР СЭ, 2002

Содержание


Содержание 2

Предисловие автора 5

Тема 1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк 7

Тема 2. Как провести социологическое исследование 44

Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов 68

Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 80

Задание 3 Эволюция человеческого общества 110

Задание 3 Эволюция человеческого общества 114

Тема 4. Статусный портрет человека и его изменение. 117

Статусный набор (портрет) индивида 119

Эпизодические статусы и социальное время 124

Главный и личный статусы 125

Приписываемый и достигаемый статусы 126

Смешанный статус 128

Статусное поведение 129

Статусная несовместимость 130

Динамика статусного портрета человека 134

Ключевые положения темы   141

Ключевые термины 141

Ключевые мысли 142

Словарь 142

Практикум 4 143

Статусный портрет человека и его изменение 143

Задание 1 Статусный портрет известного человека 143

Задание 2 Статусный портрет члена семьи 146

Задание 3 Содержание социального статуса 153

Задание 4 Статусный анализ сказки 154

Задание 5 Сравнение статусов 155

Задание 6 Статусная несовместимость 155

Задание 7 Виды статусов 176

Тема 5. Социальные роли. 177

  Понятие о социальной роли 177

Содержание роли 180

 Ролевые ожидания 180

Социальное действие 181

Социальные нормы 183

Формы выражения роли 184

Исполнение роли 184

Идентификация с ролью 186

Обучение ролям 187

Ролевой набор 187

Ролевой набор в семье 187

Сексуальный партнер 188

Кормилец и домохозяйка 189

Социальный партнер 190

Социализатор 190

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции 191

Ролевое напряжение 195

Динамика ролевого набора 195

Роли в жизненном цикле семьи 196

Историческая смена ролей 197

Ключевые положения темы  198

Ключевые термины 198

Словарь 199

Практикум 5 199

Социальные роли 199

Задание 1 Ролевой набор в семье 199

Задание 2 Ролевые конфликты в семье 207

Тема 6. Социализация и образование 214

Социобиологические предпосылки социализации 214

Фазы и содержание процесса социализации 216

Кризисные точки социализации 217

Первичная и вторичная социализация 221

Агенты и институты социализации 222

Противоречие между агентами социализации 224

Школа как институт социализации 224

Влияние класса на социализацию 226

Неравенство в доступе к образованию 227

Институт посредников 230

Роль армии в социализации 232

Институты образования в современном обществе 232

Кризис института образования 234

Ключевые положения темы 236

Ключевые даты 236

Ключевые термины 236

Ключевые мысли 236

Словарь 237

Практикум 6 237

Социализация в моей жизни 237

Задание 1 Социальная автобиография 238

Задание 2 Супруги в роли социализаторов 246

Тема 7. Социальная стратификация 257

Слагаемые стратификации 257

Исторические типы стратификации 260

Классовая система 262

Типология классов 263

Средний класс в России 265

Стратификационный профиль и профиль стратификации 267

Неравенство и бедность 268

Неравенство и бедность 271

Социальная мобильность 274

Миграционная картина современной России 276

Ключевые положения темы 280

Ключевые термины 280

Ключевые мысли 280

Словарь 280

Практикум 7 281

Стратификация 281

Метод измерения классовой принадлежности 281

Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни 282

Задание 2 Бюджет бедной, зажиточной и богатой семьи 286

Задание 3 Классы в художественной литературе 291

Рекомендуемая литература 299

Словари и справочники 299

Учебники, учебные пособия и монографии 300

Классики социологии 302


Предисловие автора


Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на очередной лекции, а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий, меня спрашивают о том, почему же России провально не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, самая нецивилизованная страна, если не считать ее высочайшей культуры и духовного богатства, среди всех цивилизованных стран, а уж тем более среди великих держав, какой она сама и другие страны считают Россию.
Каждый раз приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки – каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия – никакое не исключение из общего ряда, не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты – дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи – описать существующие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.
Вот, пожалуй, мы и подошли к разгадке названия этой книги. Почему она называется «Социология. Общий курс», а, скажем, не «Социология», «Основы социологии» или как-то еще? Мне видятся несколько причин. Первая и самая главная – общая социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, а прежде всего общую картину развития общества. Пусть кратко, не вдаваясь в исторические подробности, методологические тонкости построения научного знания и не увлекаясь отраслевыми социологиями, показать ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Только таким образом студент способен избавиться от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Какие понятия лежат в основе социологической картины мира, как из них – логично и последовательно – выводятся другие категории – это наиглавнейшая задача.
Вторая и не менее важная. Спрашиваем: для чего студенту нужна теоретическая система знаний? Отвечаем: для того чтобы с его помощью лучше понять то общество, в котором он живет. Ни теория М. Вебера, ни построения П. Сорокина или Т. Парсонса сами по себе ничего не стоят. Знать их только для расширения своего кругозора – задача нелепая и бессмысленная. Беру на себя смелость утверждать, что эти теории необходимы для решения одной-единственной задачи – научить молодежь тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. Если в книге излагаются социологические теории ради самих себя, то учебником именовать такую книгу нельзя. Это может быть монография. Назовите ее как-то иначе. Но учебник должен учить жить. Вооружаясь интеллектуально, вы совершенствуетесь практически.
Приведу простой пример. Первую теорию социальной стратификации создал 2500 лет назад Платон, а чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас тому, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым бюрократам». Он называл ее представителей по-своему: философами. Слова разные, а суть одна. И даже описал приемы, при помощи которых можно обуздать власть имущих и, если надо, воспитать их. Непременным условием он ставил пожизненное обучение: правителям нужно периодически проходить переаттестацию и повышение квалификации, а не засиживаться и не жиреть у «кормушки».
Специалисты непременно обвинят меня в том, что я утрирую содержание платоновской концепции. Она была создана не для нас, и не нас она стремилась научить уму разуму. Но мне, впрочем, как и вам, глубоко все равно, чему она хотела научить древних греков. Мне гораздо важнее то, какие полезные уроки я могу извлечь из нее сейчас и именно для себя. Следовательно, необходимо посмотреть на платоновское учение под иным углом зрения. Приходится и утрировать, и гипертрофировать, и выяснять то, что содержалось в скрытом виде, и добавлять новое знание, которое, не искажая сути дела, позволит актуализировать древнейшую теорию.
Или Аристотель. Тот утверждал, что становым хребтом общества должен быть средний класс. Понадобилось две тысячи лет, чтобы сегодня переоткрыть эту истину. И ведь как совпало. О среднем классе как остове общества мы заговорили только на исходе XX столетия, когда начали строить демократию. Но ведь Платон и Аристотель создавали свои концепции тоже для демократического общества. Почему-то никто в советском обществе не говорил о среднем классе как о хребте социальной структуры. Никто не осмеливался заявить, что обществом должны править интеллигенты и философы. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между рабочим классом и крестьянством. Нарушили вековые законы развития общества, вот и поплатились.
Много еще таких законов, которые и сейчас, и две тысячи лет назад управляли и управляют обществом, которые нам предстоит постичь, а значительную часть уже открытых узнать и вооружиться ими. Вооружиться для того, чтобы снова и снова не экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России законы развития. Может быть наша особость проистекает от незнания универсальных закономерностей. Большие претензии всегда свойственны людям, мягко выражаясь, малограмотным.
Такова первая причина того, почему книга, которую вы держите в руках, именуется учебником по общей социологии. Вторая заключается в свободе от частностей. Стремясь построить общую картину социальной реальности, разумеется, такой, какой вижу ее я, а не кто-то другой, намеренно избегаю многих подробностей, к примеру, необходимости давать систематический очерк истории социологии.
Уникальность данной книги состоит в том, что параллельно теоретическому материалу дается обширный практический. В него вошли лучшие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса.
У меня накопился неплохой иллюстративный материал и того, как правильно надо выполнять задание, и того, как этого не следует делать. Такого рода практикум очень эффективен в усвоении теоретического материала. Большинство практических заданий ориентированы на повседневную жизнь, требуют от студента наблюдательности, смекалки и умения применять полученный теоретический материал. Никаких сверхспособностей или энциклопедических знаний не требуется. Социологическое видение должно быть обращено на окружающих людей, например, на составление статусного портрета своей семьи или анализ его динамики.
Вызывали неизменный интерес у студентов и такие задания, как составление социальной автобиографии, написание социологической сказки, составление ролевого конфликта в семье и др. Если собрать выполненные задания в одну книгу, получится занимательное и очень поучительное произведение. Но мне показалось правильным давать их в дополнение к лекционному материалу. Так они выигрышнее смотрятся, получают необходимое теоретическое разъяснение. А если дополнить их комментариями преподавателя, то действительно получится не сборник задач, а настоящий практикум – особый жанр, призванный обучить практическому ремеслу на примере анализа правильно и неправильно выполненных заданий.
В заключение хочу поблагодарить своих юных помощников, тех, кто конспектировал мои лекции и чертил схемы: студентов 1-го курса (1999 г.) социологического факультета МГУ Д. В. Кондрашова, И. А. Островского, М. А. Архипова, А. Негребецкого; студентов 1-го курса (1998 г.) Института социологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) О. Перфильеву, А. М. Власенко, И. Желанову, Д. Авербух, Ю. В. Гришину.
Имена авторов практических заданий указаны в соответствующих разделах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

  • Содержание
  • Предисловие автора