Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы




Скачать 78.99 Kb.
Дата09.05.2017
Размер78.99 Kb.
1

ЭОРы КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Митяшова О.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6 Верхнебуреинского района, п.Чегдомын


В связи с переориентацией системы образования назрели существенные перемены и в самом процессе обучения. Современный урок литературы требует иного подхода к качеству преподавания. Учитель уже не может ограничиться простой передачей знаний. «Современная социокультурная ситуация, процессы модернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире…».

Сегодня цели и образовательные результаты в филологии представлены на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Учащиеся по окончании школы должны владеть универсальными умениями: познавательными, деятельными, коммуникативными. Но последнее время наблюдается тенденция: дети перестали читать, все сводится к простому пересказу текстов, учитель говорит больше, чем ученик, за грамотность отвечает компьютер. Отсюда скудный словарный запас учащихся, неумение рассуждать, высказывать свою точку зрения. Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - словесником, становится поиск оптимальных методов, приемов и принципов обучения учащихся на уроках и вне их.

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. «Уметь учиться - это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. Задачи формирования универсальных умений и метазнаний должны быть не только поставлены перед учениками, но и приняты ими».

На уроках литературы и русского языка применяю технологию творческих мастерских. С точки зрения требований стандартов второго поколения технология мастерских является продуктивной. Кроме этого мастерские успешно включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы.

Новые информационные компьютерные технологии помогают мне в достижении образовательных и воспитательных целей при реализации техногологии мастерских. Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Сегодня ИКТ открывают принципиально новые возможности для управления учебно- познавательной деятельностью, для ее интенсификации.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы и русского языка; активизируют познавательную деятельность; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.


Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе использую ЭОРы из двух порталов: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Коллекции цифровых ресурсов на этих порталах представлены в разнообразие. Это огромная помощь как для учителя при подготовке к урокам, так и учащимся. Ресурсы использую на разных этапах урока. В таблице 1,2 представлены возможные варианты применения ЭОРов на творческих мастерских в зависимости от формы и этапа урока.

Таблица 1

Название мастерской

Вид деятельности

Форма предъявления информации

Тип, вид ресурса

Поэтическая мастерская



Составление тематических поэтических сборников известных авторов; сочинение собственных; работа со средствами художественной выразительности, теорией литературы; составление цитатников.

Биографические статьи, статичные иллюстрации, аудио материалы, интерактивные таблицы, словари

Локальный автономный ресурс. Информационный

Практический



Интегрированная мастерская


Уроки литературы, истории, ИЗО.

Работают с моделью (опорным конспектом, схемой, таблицей и тд.)

Составляют высказывание на основе текста таблицы, схемы, графика;

Составляют тезисы, план, конспектируют

Выстраивают структуру изучаемой проблемы, объекта и др.



Виртуальные уроки, статичные иллюстрации, видео материалы Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»; Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа;


Локальный автономный ресурс. Информационный

Психологическая мастерская

Составление психологических портретов

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;

Статичные и интерактивные иллюстрации



Локальный автономный ресурс. Информационный

Учебное исследование


Работа с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений, Выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче

Выделяют главное и второстепенное в тексте.

Выразительно  читают и пересказывают текст.




Биографические статьи, статичные иллюстрации, аудио материалы, интерактивные таблицы, словари, дополнительный материал, информационные модули

Локальный автономный ресурс. Информационный,

практический



Мастерская творческого письма

Создание собственных произведений

Выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор

Выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

Преобразовывают объект: изменяют, творчески переделывают



Статичные иллюстрации,

Словари, информационные модули



Локальный автономный ресурс. Информационный

Контрольный


Мастерская- экскурсия



Заочная экскурсия на родину писателей и поэтов

Виртуальный урок

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;







Этапы работы в творческих мастерских можно представить следующим образом:


Таблица 2

Название этапа

Вид деятельности

Форма предъявления информации

1.Автор и его творчество



Изучение биографии автора, его творчества; направление, течение в литературе, жанр и т.д. Каждая группа выполняет определенное задание

Биографические статьи, статичные иллюстрации, информационный модуль

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;


2.Художественное произведение



Комплексный анализ небольших по объему произведений; обзорное Дополняют текст

Изменяют деформированный текст

Находят в тексте информацию, необходимую для решения проблемы;

Находят ошибки в тексте

Создают тексты различных типов;

Используют справочную и дополнительную литературу

Проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;изучение произведений,


Тексты, аудио и видео материалы

Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.; Инновационный учебный материал




3. Система образов



Сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики

Тексты

Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам;



4. Круг чтения



Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей

Тексты

Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков;



5. Обобщение и систематизация знаний



Репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного; решение частично- поисковых задач разного уровня; решение творческих задач

Интерактивные тексты, контрольные тесты

Особой популярностью у старшекласников являются аудио и видео материалы, у учеников среднего звена - интерактивные таблицы, рисунки, тексты; анимации.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Продуктом применения ИКТ являются созданные учащимися слайд-фильмы, творческие альбомы, терминологические электронные словари.

Уроки «творческая мастерская» с применеием ЭОРов помогают достичь основных целей филологического образования: овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;



Таким образом, использование ЭОРов на творческих мастерских позволяют повысить качество знаний. Кроме этого учащиеся учатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, что требует стандарт второго поколения в предметной области «Филология».

Список литературы



  1. eor.it.ru

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Каталог: images
images -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
images -> Книжно-иллюстративная выставка ко дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере
images -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
images -> Реферата: «Биография творческой личности.»
images -> «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
images -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»

  • Таким образом