Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1 Цель и задачи изучения дисциплины




страница1/4
Дата04.07.2017
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4




1 Цель и задачи изучения дисциплины

Современная физика является многопрофильной наукой, охватывающей чрезвычайно большое число различных по содержанию научных направлений, представляющих фундамент естественных и технических дисциплин.



Основной целью преподавания дисциплины «Физика» для будущих специалистов – судовых механиков является как закрепление теоретических знаний полученных в процессе освоения школьной программы, так и получение новых теоретических знаний для решения острых практических вопросов, связанных, прежде всего, с современным технологическим оборудованием.

К другим важным целям изучения дисциплины следует отнести:



  • раскрытие ключевой роли физики в научно-техническом прогрессе цивилизации

  • привитие навыков к научным исследованиям;

  • воспитание у студентов аналитического физического мышления с приложением фундаментальных законов физики к объяснению естественных явлений и научно-технических проблем цивилизации;

  • формирование целостного (системного) представления о природе и обществе.

Задачи курса:

  • овладение студентами научными методами познания окружающего мира;

  • усвоение важнейших теоретических физических законов;

  • обучение методам решения практических физических задач;

  • освоение всей программы курса и приобретение уверенности к самостоятельной познавательной работе;

  • овладение студентами компетенциями, необходимыми в последующей профессиональной деятельности.


2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Физика» входит в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП (С2.Б.2), изучается во втором и третьем семестрах.

Для изучения дисциплины достаточно знаний физики и математики в объеме среднего (полного) общего образования и разделов дифференциального и интегрального исчисления курса вузовской математики (первый семестр). Дисциплина является базовой для изучения общеинженерных и профессиональных дисциплин: общеинженерных и профессиональных дисциплин: безопасность жизнедеятельности, механика, электротехника и электроника, материаловедение, метрология, термодинамика, энергетические установки и электрооборудование судов, участия в НИР и выполнения выпускной квалификационной работы.
3 Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» (квалификация «специалист»):



  • общекультурные компетенции (ОК):

  • способность к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности (ОК-1);

  • владение математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК-3);

  • профессиональные компетенции (ПК):

      • общепрофессиональной направленности:

  • способность генерировать новые идеи, выявлять проблемы, связанные с реализацией профессиональных функций, формулировать задачи и намечать пути исследования (ПК-1);

  • способность и готовность к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время (ПК-2);

  • способность использовать организационно-управленческие навыки в работе с малыми коллективами, находить и принимать управленческие решения на основе всестороннего анализа имеющейся информации, готовностью возглавить коллектив (ПК-3);

  • способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-5);

    • способность применять базовые знания фундаментальных и профессиональных дисциплин, осуществлять управление качеством изделий, продукции и услуг, проводить технико-экономический анализ в области профессиональной деятельности, обосновывать принимаемые решения по технической эксплуатации судового оборудования, умеет решать на их основе практические задачи профессиональной деятельности (ПК-15);

    • способность и готовность осуществлять организацию работы коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятия и реализации управленческих решений в рамках приемлемого риска (ПК-18);

    • способность осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов (ПК-21);

        • проектной направленности:

      • способность и готовность разработать проекты объектов профессиональной деятельности с учетом физико-технических, механико-технологических, эстетических, экологических, эргономических и экономических требований, в том числе с использованием информационных технологий (ПК-23);

      • способность и готовность принять участие в разработке проектной, нормативной, эксплуатационной и технологической документации для объектов профессиональной деятельности (ПК-24);

        • производственно-технологической направленности:

  • способность и готовность осуществлять метрологическую поверку основных средств измерений, проводить стандартные испытания материалов, изделий и услуг (ПК-29);

  • научно-исследовательской направленности:

  • способность участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях в области судов и судового оборудования (ПК-30);

  • способность создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-31);

      • научно-педагогической направленности:

    • способность передавать знания по дисциплинам профессиональных циклов в системах среднего и высшего профессионального образования (ПК-35);

  • умение организовать работу по повышению научно-технических знаний работников (техническую учебу на судне), проведению учебных судовых тревог, внедрению использования передового опыта (ПК-36).

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций судовых механиков, согласно требованиям Международной Конвенции ПДМНВ - 78 с поправками.

Раздел A-III/1. Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением:

  • функция: Судовые механические установки на уровне эксплуатации:

Раздел А-III/2. Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт или более:

    • функция: Судовые механические установки на уровне управления:

К-18 Управление работой механизмов двигательной установки

  • способность планирования и составления графиков работы (К-19);

  • готовность к эксплуатации, наблюдению, оценке работы и поддержанию безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов (К-20);

  • готовность к эксплуатации электрического и электронного оборудования управления (К-22);

  • умения обнаружения и выявления причин неисправной работы механизмов и устранения неисправностей (К-25);

  • способность контроля за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе (К-27);

        • функция: Несение вахты в котельном отделении:

          • поддержание надлежащего уровня воды и давления пара (К-33);

          • содействие эксплуатации оборудования и механизмов (К-39).

В результате освоения дисциплины студент должен:



знать:

  • смысл основных физических понятий изучаемых разделов дисциплины;

  • содержание и физический смысл фундаментальных законов;

  • физический смысл основных единиц физических величин и физических постоянных;

  • фундаментальные разделы физики: законы Ньютона и законы сохранения, элементы общей теории относительности, движение тела по заданной траектории (понятие скорости, линейного и углового ускорения, количества движения), элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, процессы переноса в газах, уравнения состояния реального газа, законы электростатики, понятие постоянного и переменного тока и электрической цепи, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, уравнения Максвелла, волновые процессы, геометрическую и волновую оптику, физику контактных явлений, строение ядра, гравитационное поле Земли;

  • основное содержание физических принципов функционирования промышленных, технических и экологических объектов;

уметь:

  • решать типовые задачи по основным разделам курса физики на основе методов математического анализа;

  • использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;

  • анализировать физические явления и выделять «управляющие» этими явлениями законы;

  • находить взаимосвязь и взаимообусловленность физических понятий и законов;

  • использовать физические принципы и методы для объяснения природных явлений, искать пути решения технических проблем;

  • применять современные физико-математические методы, применяемые в инженерии, при моделировании задач в машиностроении;

владеть:

  • основными способами и навыками решения практических задач;

  • навыками работы с научной и справочной литературой;

  • методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей;

  • основными приемами обработки экспериментальных данных.

4 Структура учебной дисциплины


Наименования содержательных модулей

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Распределение'>Общее количество часов

Количество зачетных единиц

Распределение

часов по видам занятий

Общее количество часов

Количество зачетных единиц

Распределение

часов по видам занятий

Ауд.

ЛК

ЛР

ПЗ

СР

Ауд.

ЛК

ЛР

ПЗ

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Раздел 1. Механика. Термодинамика. Молекулярная физика

Тема 1.

Основные понятия механики. Кинематика Криволинейное движение. Кинематика движения по окружности.



26

0,75

13

6

3

4

13

27

0,75

3

1

1

1

24

Тема 2.

Динамика. Общая теория относительности.



27

0,75

14

7

2

5

13

27

0,75

3

1

1

1

24

Тема 3.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон движения центра масс Работа, мощность, энергия. Закон сохранения полной механической энергии.



28

0,75

15

7

3

5

13

27

0,75

6

2

2

2

21

Тема 4.

Динамика вращательного движения твердого тела. Статика. Условия равновесия.



29

0,75

15

7

3

5

14

27

0,75

6

2

2

2

21

Тема 5.

Механические колебания. Волны.



26

0,75

13

7

2

4

13

27

0,75

3

1

1

1

24

Тема 6.

Механика жидкостей и газов.



26

0,75

13

7

2

4

13

27

0,75

3

1

1

1

24

Тема 7.

Идеальный газ. Законы идеального газа уравнение Ван-дер-Ваальса. Первый закон термодинамики.



26

0,75

13

7

2

4

13

27

0,75

3

1

1

1

24

Тема 8.

Теплоемкость. Политропные процессы. Работа. Энтропия. Второй и третий законы термодинамики. Тепловые машины. Основы статистической термодинамики и молекулярной физики.



28

0,75

18

9

2

7

10

27

0,75

3

1

1

1

24

Всего часов по разделу 1:

216

6

114

57

19

38

102

216

6

30

10

10

10

186

Раздел 2. Электромагнетизм. Оптика. Атомная и ядерная физика

Тема 9.

Основы электростатики Основы теории поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.



14,4

0,4

8

3

3

2

6,4

14,4

0,4

3

2

0,6

1

11,4

Тема 10.

Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах.



14,4

0,4

6

2

2

2

8,4

14,4

0,4

3

2

0,6

1

11,4

Тема 11.

Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле в веществе.



14,4

0,4

8

3

3

2

6,4

14,4

0,4

3

2

0,6

1

11,4

Тема 12.

Явление электромагнитной индукции.



14,4

0,4

6

2

2

2

8,4

14,4

0,4

3

2

0,6

1

11,4

Тема 13.

Система уравнений Максвелла. Электромагнитные колебания и волны.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Тема 14.

Переменный ток.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Тема15.

Оптика. Основные законы геометрической оптики. Фотометрия.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Тема 16.

Волновая оптика.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Тема 17.

Элементы квантовой и атомной физики. Корпускулярно-волновой дуализм. Элементы физики контактных явлений.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Тема 18.

Элементы физики атомного ядра.



14,4

0,4

7

3

3

1

7,4

14,4

0,4

3

1

0,6

1

11,4

Всего часов по разделу 2:

144

4

70

28

28

14

74

144

4

30

14

6

10

114

Семестровый контроль

раздела

Вид контроля

Вид контроля

Раздел 1

Экзамен

Экзамен

Раздел 2

Экзамен

Экзамен
  1   2   3   4

  • 2 Место дисциплины в структуре ООП
  • 3 Требования к результатам освоения дисциплины
  • «Эксплуатация судовых энергетических установок»
  • 4 Структура учебной дисциплины
  • Наименования содержательных модулей Очная форма обучения Заочная форма обучения
  • Общее количество часов Количество зачетных единиц Распределение
  • Распределение часов по видам занятий Ауд. ЛК ЛР
  • Раздел 1. Механика. Термодинамика. Молекулярная физика Тема 1.
  • Всего часов по разделу 1: 216 6 114 57
  • Всего часов по разделу 2: 144 4 70 28
  • Вид контроля Раздел 1