Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


§ Ведическая религиозная культура




страница1/3
Дата21.07.2017
Размер0.55 Mb.
  1   2   3
§ 1. Ведическая религиозная культура В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности Веды1, которые написаны на санскрите2. Эпоха создания ведического канона получила название ведического периода, а религиозные представления этого времени – ведической религией. В ведической литературе содержатся сведения о войне, борьбе за власть, о тяжёлом созидательном труде. Все эти сведения наполнены божественным откровением. Основу ведической культуры составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали басни, сказки и даже элементы сатиры. Вначале Веды передавались устно из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвящённые различным вопросам ведической теологии. Изучению Вед придавалось исключительно большое значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), которая состоит из 107 тысяч двустиший; Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), состоящая из 24 тысяч двустиший. Тексты этих поэм оформились во второй половине I тыс. до н. э. Поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Герои поэм – Кришна и Рама включены в религиозный индусский пантеон как воплощение бога Вишну. Известная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», которая встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и пр., впервые прозвучала в строках Махабхараты. Ведическая литература содержит сведения различных областей знаний, в частности, знания о земледелии, по медицине, геометрии, о ремёслах, военной технике, астрономии и прочее. Среди ведических богов отсутствует иерархия и какая-либо система взаимосвязи. В разных ведических книгах даётся различное их количество. Самой большой цифрой, определяющей количество ведических богов, является 3339. Боги олицетворяют космос и природу, определённая их часть – качества души. Наиболее популярным среди богов является Индра, олицетворявший силу, плодородие, мужское начало. Он – бог-громовержец, воин и молодой царь богов. Это творец солнца, неба, зари. Он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Его сопровождают божества дождя и ветра. Другой бог Варуна – судья и хранитель закона – царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Бога огня – Агни – один из жрецов похитил с неба, а бог дождя носил имя Сома. В честь многочисленных ведических богов совершались обряды, жертвоприношения, в которых сначала жертвами были животные, а затем, их фигурки из теста, а также молоко и жидкая каша. В честь бога Сомы существовали возлияния ритуального напитка наркотического действия под названием сомы. Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчленённый богами. За порогом смерти, по мнению ариев, существует царство бога мёртвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделённое здоровьем и красотой3. § 2. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства Религиозное течение брахманизм формируется с VIII до II века до н. э. и связан в основном с поздневедической литературой. Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведической мифологии и политеизма к идее единого бога-творца, а затем — к идее абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой. В Упанишадах – философских книгах, замыкающих ведический канон, прослеживается переход от почитания множества персонифицированных богов к признанию существования единого, абсолютного начала мира – Брахмана. Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождён из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделила это яйцо на две части – небо и землю. В процессе последующего созидания формировались стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звёзды, время, рельеф и прочее. Создавались люди, мужское и женское начало, противоположности (жар – холод, свет – тьма и т.д.), животный и растительный мир. Переход к брахманизму ещё не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось своё божество. Бог Шива считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну являлся хранителем всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков. Индийское общество в то время делилось на касты, родоначальником которых являлся Брахман. Из головы его появлялись брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины и правители), из тела – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), из ног – шудры (слуги и зависимые люди). И никто из людей и богов не могут переместить человека из одной касты в другую. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным оставалось существование мирового духа, представлявшего сущность человека – Атман. Его индивидуальное начало бестелесно и бессмертно. С признанием бессмертности Атмана связаны два понятия – сансара4 и карма5. Сансара представляет собой теорию перерождения. По этому учению душа умершего человека переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы, то есть кармы. Карма является законом перерождения, согласно которому последующее перерождение человека определяется суммой его деяний в предыдущей жизни. Карма с одной стороны предопределена свыше, с другой, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и прочее, могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе и дальнейшему совершенствованию. Недостойное же поведение приведёт к воплощению пьяницы в моль, убийцы – в хищное животное, вора – в крысу и т.д.6 Таким образом, брахманизм признаёт активность человека в определении своей судьбы, ответственность его за своё существование путём внутренней работы над собой с помощью бессмертного духа. § 3. Джайнизм как политеистическая религия Индии Основателем джайнизма был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. В касте кшатриев (князей, военачальников, чиновников) появилось недовольство господством касты брахманов, присвоившим исключительное право предписывать формы поведения всем остальным кастам, право регулировать духовную жизнь страны. Чувствуя себя обойдёнными, кшатрии стали проявлять всё больший интерес к проблемам мироздания, смысла и цели жизни человека. Кшатрий Вардхамана, по всей видимости, было реальное историческое лицо. О жизни подлинного Вардхамана, исторической личности, основателя философии и религии джайнизма, индологам известно не так уж и много. Его даты рождения и смерти точно не определены, но ясно, что он жил в 6 веке до н.э. Одни авторы утверждают, что он умер в 528 году до н.э., другие считают, что это произошло в 468 году до н.э. Вардхамана родился недалеко от Вайшали, в северном Бихаре, принадлежал к широко известному клану кшатриев и был родственником правящей фамилии Вайшали — Личчхави. Предание гласит, что 30 лет он вёл обычный мирской образ жизни семьянина, а затем, ушёл из дома, стал аскетом и подвижником. Через 12 лет духовного поиска, подвергая себя различным лишениям и жесточайшему самоистязанию, он достиг в свои 42 года высшего знания (кевала) и стал известен под именем Джина, или Джайна, Махавира (599 – 528 до н. э.)7. Остальные 30 лет Махавира потратил на проповедь своего учения в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале. До нас дошли сведения, что он установил тесные личные связи с могущественными правителями Магадхи Бимбисарой и Аджаташатру. Умер Махавира в Паве (округ Патна). Вначале последователями Джайны были аскеты, отказавшиеся от всех жизненных благ во имя достижения освобождения, то есть мокши. Затем стали формироваться общины джайнов – мирян. Увеличение числа последователей джайнизма привело в I в. до н. э. к возникновению в нём двух направлений: на юге Индии – дигамбаров8, на западе страны – шветамбаров9. Дигамбары ходят обнажёнными, с марлевой повязкой, которая закрывает рот. В руках у них маленькая метёлка для подметания дороги перед собой. Марлевая повязка и метёлка предохраняют дигамбаров от проглатывания или раздавливания каких-либо мелких живых существ. Отличия шветамбаров от дигамбаров только в том, что они ходят во всём белом. Подобное поведение джайнов основано на их представлении о мире. Джайнизм является политеистической религией, в которой признаётся множество богов. Но боги не являются творцами мира. Вселенная и её субстанции, с точки зрения джайнизма, вечны и неуничтожимы. Боги не обладают реальной властью над миром и людьми. Они просто долго живут, но, как и люди, подвластны кармическим перерождениям. Одно из основных понятий джайнизма является джива, то есть душа. Джива присуща не только людям, но животным, растениям, камням и всему на земле. Из этого учения сформировался принцип джайнизма, по которому нельзя приносить вред всему живому в любой форме. Джайны пьют лишь процеженную воду, не едят мяса, клубни и плоды, в которых содержится много семян и т.д. Под кармой они понимают липкую власть, которая привязывает человека к материальному миру, постоянному круговороту бытия с его чередованием жизни и смерти. Освобождение от этой кармы есть переход к состоянию мокши, то есть освобождение от бесконечности и неизбежности перерождений через освоение трёх сокровищ, или «трёх жемчужин». Первое сокровище состоит из убеждённости в безусловной истинности избранного пути. Второе сокровище представляет собой учение о совершенном познании, которое достигается силой разума, усилиями интуиции, которую необходимо постоянно тренировать. Третье сокровище – это правильное поведение – не присвоение чужого, отказ от собственности, целомудрие, воздержание, правдивость, отказ от привязанностей. Строгость этих обетов соблюдают, прежде всего, монахи-аскеты. Часть аскетов ведёт образ жизни странников, не владеет никаким имуществом, не имеет права пребывать на одном месте более трёх-четырёх недель. Джайны, не прерывающие связь с миром, ведут пуританский образ жизни, объединяются в общины, которые состоят из моногамных семей. Сами общины эндогамны, то есть браки допускаются лишь между членами общины. Джайны не занимаются крестьянским трудом, потому что он наносит вред живому. Джайны селятся в городах и занимаются ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Их честность и порядочность позволили им быть сборщиками налогов, создать джайнский, очень влиятельный финансовый капитал. Сегодня джайны занимают ведущие позиции не только в Индии, но в Англии, США, странах Южной Азии. Все праздники связаны с культом основателя джайнизма Джины Махавиры, а его день рождения отмечается как всенародный праздник. В этот день закрываются все скотобойни. Своей бытовой обрядности в джайнизме нет. Они её заимствуют у брахманов. Благодаря жёсткой организации и неукоснительно соблюдаемым предписаниям общины джайнов живут и ныне. Усилиями джайнов в немалой степени развивались и развиваются различные отрасли науки, искусства, литературы. Исполняя обет отказа от погони за материальными благами, джайны много занимаются благотворительностью. Образ же монаха-аскета – и по сей день неотъемлемое явление индийского образа жизни10. § 4. Индуизм, его направления, течения Индуизм пришёл в Индию на смену брахманизму, начиная со II в. до н. э. В IV-VI веках новой эры в эпоху Гуптов11 индуизм развился в мощное религиозное движение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу, став господствующей государственной религией в Индии. Он является преемником брахманизма и ведической религии. Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских Ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось всё грандиозное здание индуизма, его мировоззренческая система. Самый нижний пласт образуют древнейшие верования и племенные культы, магические и шаманистические представления. Подавляющее большинство этих верований, культов божеств в трансформированном виде дожило до наших дней. Например, культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения, являющаяся одним из основных догматов вероучения. Шаманские культы трансформировались в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остаётся одной из самых существенных частей индуизма в обрядах, связанных с повседневными житейскими нуждами, а также в экстренных случаях (неурожай, эпидемия, голод, засуха, пожар, падёж скота и пр.), когда индусы обращаются к магическим средствам воздействия на природу. Связь с ведической религией определяется также том, что образ Пуруши прочно вошёл в индуизм и был подхвачен упанишадами, религиозно-философскими системами. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведического мировоззрения, а именно подчинённость людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы и прочее. Индуистский стандарт поведения был сопряжён с четырьмя стадиями жизни: ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Этот стандарт традиционно относится к консервативным сторонам жизни человека и составляет одну из самобытных и ярких черт индуизма. С четырьмя стадиями жизни соотносятся четыре жизненные цели или принципа: дхарма (нравственный долг), артха (деятельность, направленная на достижение материального благополучия), кама (любовь, наслаждение), мокша (духовное освобождение от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения. Ученики должны читать веды, домохозяева – брахманы, отшельники – араньяки, аскеты – упанишады. Переход от одного образа жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения (упанаяна) индуса, вступающего в социально активную фазу жизни. Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим способом включения человека в социум. Он также являлся одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения, эмоционально и психорегулирующим механизмом. В густую сеть ритуалов индус попадал ещё до своего рождения, а освобождался от неё далеко не сразу после своей физиологической смерти. Рождение и смерть в индуизме не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Согласно индуистским установлениям правильный рост и формирование человека являются не столько физиологическим, сколько мистическим процессом, который требует постоянного освящения. Постоянное освящение достигалось через систему сансар – ритуалов жизненного цикла. Смысл и значение сансар также унаследованы индусами из идеи древнеиндийских текстов, в которых человек представляется жертвенным сосудом, его жизнь – замкнутым циклом жертвоприношений, а сансары играют роль очистительных действий перед последним жертвоприношением – смертью. Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели – разрыву цепей бесконечных рождений и смертей. Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире. Эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает своё существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные эстетические принципы в индуизме. В общих чертах они представляют собой следующее. Индус от рождения имеет карму в виде некого его энергетического потенциала и предназначения как члена своей семьи, рода, касты, селения, страны. Следовать своему предназначению является религиозным долгом индуса, то есть дхармой. Чтобы исполнить свой долг наилучшим образом, он обязан следовать существующему ритуальному сценарию и правилам поведения. Будучи многообразным, в своих религиозно-мировоззренческих позициях и культовой практике, индуизм является объединяющим фактором разных религиозных систем, которые связаны общим происхождением и некоторыми общими принципами. В индуизме нет центральной единой доктрины. Он лоялен в выборе объекта культа. В индуизме не существует ересей, единой централизованной организации, обязательного для всех последователей вероучения и норм общезначимого ритуала. Религиозное мировоззрение в индуизме переплетается с образно-чувственным видением мира, воплощается в архитектуре, танце, пении, музыке. Здесь танец, музыка, скульптура и есть мировоззрение. В качестве же общих священных книг индуизма признаются эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна». Они уникальны во многих отношениях и почитаются в Индии как священные книги. Этот эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма. В состав «Махабхараты» включена «Бхагавадгита» - ключевой текст индуизма, который впервые внёс в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом. Индуизм пронизывает все стороны жизни верующих – от социальных до самых интимных сфер. Он больше чем религия – это образ жизни. Индуизм популяризировал брахманизм, придал ему мифологическую форму и создал новый пантеон, который вытеснил ведических богов на периферию религиозного сознания. На первый план вышли новые божества. В индуизме сформировалась идея Тримурти – триады богов. Её составляют божества Брахма, Вишну и Шива. Каждое из этих божеств олицетворяет одну из космических сил. Брахма является творцом мира, Вишну охраняет этот мир, а Шива в конце каждого космического цикла разрушает его. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги богини Кали (или Дурги, Парвати), которая, повелевая демонами, насылает несчастья, болезни, катастрофы. Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространённым и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества – их половых признаков: йонилингама и ардханари. Это направление в индуизме называется шиваизмом. В другом направлении, вишнуизме почитается хранитель мирового порядка бог Вишну. Он является в мир в различных воплощениях. Один из наиболее почитаемых воплощений – это образ героя индийского эпоса, праведного царя – победителя демона Рама. Другое известное воплощение бога Вишну в образе бога-защитника Кришны. Популярность его в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа12. Благодаря популярности бога Кришны в индуизме появилось направление кришнаизм. В основе этого направления лежит идея любви к богу, которая не нуждается в традиционном культе и отрицает роль касты. Кришнаизм стал своеобразным процессом реформации в Индии, который породил сикхизм. § 5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии Сикхизм13 возник в XV веке н.э. в эпоху империи Великих Моголов с центром в Дели. Правящая верхушка этой империи состояла из последователей исламского суфизма. А народ на северо-западе Индии в Пенджабе, где протекают пять мощных притоков реки Инд, исповедовал сикхизм. Число последователей сикхизма составляет 2 населения Индии, куда входят в основном жители сельской местности, а также мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники, шофёры и прочее. Основателем сикхизма был выросший в зажиточной индусской семье гуру (учитель) Нанак (1469-1538). Одна из легенд о нём гласит, что во время трёх дневного исчезновения в водах реки, он удостоился видения всемогущего бога, объявившего Нанака божественным гуру. Целые сутки после возвращения гуру хранил молчание, а потом возвестил: «Нет ни индуса, ни мусульманина»14. Далее гуру начал широкую проповедническую деятельность. Своих учеников, последовавших за ним, он называл сикхами. Новое учение Нанака было основано уже не на политеизме, а на монотеизме. При этом единый бог не имеет фиксированного имени, пребывает везде и во всём, во множестве живых форм. Целью жизни в сикхизме после цепи перерождений является слияние с богом. Путь достижения этого слияния должна быть любовь к богу, проявляемая в обычной жизни, а именно дома, в семье, трудовой деятельности через добродетели. Так, сикхизм предложил людям новую систему ценностей – активную жизнь, упорный труд, взаимную помощь на фоне признания равенства всех людей. Нанак утверждал, что поскольку бог не изображаем, то не нужны храмы. Поскольку любовь к богу является сугубо личным отношением человека к нему, то не нужны жрецы, сложные ритуалы, священные книги и прочее. Постепенно наметился отход от учения Нанака в сфере культовой практики. В 1577 году четвёртый гуру основал священный город Амритсар, где был воздвигнут знаменитый Золотой храм. Он и сегодня является местом паломничества сикхов. Вскоре была составлена книга «Ади Грантх» («Изначальная книга»). Она состоит из сочинений всех десяти гуру, стихов средневековых мистиков и прочее. «Изначальная книга» признана священной и возложена на престол в Золотом Храме. Изменения стали происходить и в самой сикхской общине. Гуру стал почитаться не только как духовный учитель, но и как светский и военный начальник общины. У него появляются армия и двор, не уступающий по богатству дворов правителей империи. В общине сикхов был введён обязательный налог на содержание гуру, его двора и армии. Появилось социальное расслоение в общине. Последним десятым гуру был Гобинда Сингх. Он изменил форму власти в общине, передав её собранию вооружённых общинников «хальсе – буквально «чистые»». Во главе хальсы стоял совет пяти избранных. Был разработан ритуал вступления в хальсу, который, кроме определённых церемоний, предполагал обязательное отречение вступающих от касты. Так, произошло разделение на членов хальсы и на тех, кто к ней не принадлежал. Атрибутами отличия, принадлежавших к хальсе, являются, так называемые «пять К», то есть пять требований, которые выполняются и сегодня. Первое требование – это не стричь волосы, усы и бороду (кеш); второе – волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха); третье – всегда иметь при себе кинжал или меч (кирпан); четвёртое – на правом запястье обязательно носить стальной или железный браслет (кара); пятое – обязательно носить короткие кожаные шаровары (качха). Кроме того, члены хальсы не должны курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. К имени сикха стал добавляться воинский титул «сингх», то есть «лев». К имени женщин хальсы добавился титул «каур», то есть «львица». Так, был узаконен военизированный характер общины, который отразился и на представлении о Боге. К его многочисленным именам обращениям, а именно «Сахиб», то есть «Господин», «Эк» - «Единственный», «Сат» - «Истина», прибавилось обращение «Сара блох», то есть «весь из стали». После Гобинда Сингха воплощением божественного гуру стала почитаться книга «Ади Грантх», для которой был разработан специальный ритуал. Во время праздников книгу торжественно выносили и выносят сегодня из Золотого Храма, избранные читают из неё тексты, в течение дня её обмахивают опахалом15. В XVIII веке, когда перестала существовать империя моголов, с которой боролись сикхи за независимость Пенджаба, были нейтрализованы притязания Афганистана на Пенджаб, сикхи заняли господствующее положение в Пенджабе после провозглашения его независимости в 1765 году. В этот период в сикхизме продолжают появляться изменения. Перестала осуждаться кастовая организация общества, было забыто осуждение неприкасаемости, восстановлено самосожжение вдов и прочее. В храмах появились изображения индуистских богов как воплощения единого Бога, возрождалась индуистская обрядность. Но воинственность сикхизма сохранялась. В 1849 году Пенджаб был аннексирован16 англичанами, и сикхи приняли самое активное участие в общеиндийской национально-освободительной борьбе. После обретения Индией независимости, в части Пенджаба, которая отошла Индии, сикхи развернули борьбу за создание их независимого государства. В своей борьбе они использовали методы террора. Так, в 1984 году от рук сикхских террористов погибла Индира Ганди. Поэтому часто понятия «сикхизм» и «терроризм» в политике отождествляются. В настоящее время проблема создания сикхского государства ушла на задний план, уступив место проблеме взаимоотношений индусов и мусульман. Вопросы и задания для повторения: Расскажите об истории формирования и сущности ведической литературы, об обрядности в честь ведических богов. Каковы особенности развития и формирования брахманизма Учение о человеке и его земной жизни. Изложите историю формирования джайнизма, особого поведения джайнистов, их праздники и современная деятельность. Каковы истоки появления индуизма, сущность индусского стандарта поведения, обрядов, специфика восприятия человека индусами. С помощью, каких видов искусств и эпических произведений развиваются религиозно-философские принципы и идеалы индуизма Расскажите историю возникновения сикхизма и легенду о его основателе. Каковы особенности жизни и религиозной культуры сикхов.
  1   2   3

  • § 2. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства
  • § 3. Джайнизм как политеистическая религия Индии
  • § 4. Индуизм, его направления, течения
  • § 5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии
  • Вопросы и задания для повторения