Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


№ урока Дата Тема урока Элементы содержания Музыкальный материал для слушания




Скачать 159.23 Kb.
Дата26.05.2017
Размер159.23 Kb.
ТипУрок
8 класс «Музыка». Тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал для слушания

Требование к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Жанровое многообразие музыки (17 часов)

1




Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого



Бах Токката и фуга ре минор

в классическом звучании и современной обработке



Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры

биография Баха

привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке



2




Современные обработки классических произведений

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя.

Музыка Баха, Бетховена, Моцарта и др композиторов-классиков в современной обработке

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений



подобрать примеры классики в совр обр

3




Жанровое многообразие музыки

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш)

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»



Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка.

Уметь:

- приводить примеры различных музыкальных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки





4




Песня – самый демократичный жанр музыки

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека.

Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма



Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова

Знать:

- понятия: куплетная форма, строение песни;

- виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

- исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)




наизусть тексты песен

5




Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня

6,7




Проникновение фольклора в современную музыку

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др.



Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

найти материал о фольклорных коллективах города МВ и Минераловодского района

8




Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох.

Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи.

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Ф.Шуберт Серенада

Херувимская песнь (знаменный распев)

П.Чесноков Всенощное бдение

Бах Высокая месса


Знать:

- особенности духовной и светской песни;

- понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса


подготовить сообщение

9,

10





Тема любви – вечная тема в искусстве

Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена

Бетховен Соната №14


Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Бетховен, биография

Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль

Прокофьев «Ромео и Джульетта»

Знать драматургия развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов


история создания балета

11




Иоганн Штраус – король вальса

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь)

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;



Штраус, биография

12




Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке»

Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

М.Глинка Вальс-фантазия

Е.Дога Вальс



Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов



Глинка, биография

13,14




Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

А.Хачатурян Вальс (Маскарад)

Г.Свиридов Вальс (Метель)

С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»


Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов



Хачатурян, биография

Свиридов, биография

15,16




Интонации и ритмы марша

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Г.Свиридов Военный марш

Агапов Прощание славянки

Ф.Мендельсон Свадебный марш

М.Глинка Марш Черномора

Моцарт Турецкий марш


Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки


история создания марша «Прощание славянки»

история создания «Свадебного марша»

17




Выдающиеся исполнительские коллективы

Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов

видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж.Ласта, П.Мориа

Знать:

- отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые



Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- сравнивать стиль исполнения


подготовить сообщение

Музыкальный стиль (18 часов)







Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз

Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза

Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители

Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс»



Знать понятия: джаз, симфоджаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты;

- характерные признаки и историю развития джазовой музыки;

- понятия:

- состав джазового оркестра



Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки

джаз, отличительные черты







Рок-опера

Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Более глубокое изучение рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова



Знать драматургию развития рок-оперы.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- выявлять средства музыкальной выразительности



история создания

21,22




Авторская песня

Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Егоров, Т.и С.Никитины,

Знать:

- историю развития авторской песни;

- особенности и жанры авторской песни.


история развития авторской песни в СССР

тексты песен наизусть

23,24




Духовная музыка

Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского

Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria»

Знать:

- понятие: духовная музыка;

- что лежит в основе музыки

православной и католической церквей.

- основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт



Уметь приводить музыкальные примеры


этапы развития духовной музыки

Струмский «Великое славословие», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный»

Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть

25




Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений

Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

привести примеры

26




Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

Вивальди «Времена года»

Знать:

- понятие: инструментальный концерт;

- особенности стиля барокко.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения


познакомиться с сонетами Вивальди







Характерные признаки музыкального классицизма

Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3

Симфонические произведения М.Глинки



Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра .

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов.


Выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

27




«…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке

Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители.

Паганини Каприс №24

С.Баневич «Дорога»



Знать:

- выразительные возможности скрипки, её создателей и современных исполнителей.

Паганини, биография; привести примеры транскрипций

28




Творческий стиль С.Рахманинова

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации

Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений



Рахманинов, биография

29,30




Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев

фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор Расходилась, разгулялась…)

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Мусоргский, биография

история постановки оперы

31




Всегда современный Чайковский

Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром

Знать:

- основные моменты творчества П.Чайковского, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений



Уметь:

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры


Чайковский, биография

32




Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига

Роль музыки в годы ВОвойны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры

песни времен ВОВ и о ВОВ

Знать:

- основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни



история создания песен времен ВОВ

33




Музыка кинематографа

Роль музыки в кино и на телевидении

А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников

Уметь:

- называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

- проводить интонационно-образный анализ;

- определять форму музыкального произведения



история развития звукового кино и роль в нем музыки

34




Традиции и новаторство в тв-ве С.Прокофьева.

Стилизация и полистилистика.



Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека.

Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки.


Прокофьев Классическая симфония

Знать:

- основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений



Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры



особенности творческого стиля Прокофьева

35




Обобщающий урок.

Музыка для слушания по желанию уч-ся

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;



- определять приёмы музыкального развития и жанры




Каталог: sites -> default -> files -> customfiles -> infopage
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»
infopage -> Конкурс исследовательских, проектных и творческих работ имени А. С. Хомякова
infopage -> Бессмертие великого имени
infopage -> История россии через судьбы великих людей (флотоводцы и полководцы россии). Багратион генерал великой эпохи

  • Музыкальный материал для слушания Требование к уровню подготовки учащихся Домашнее задание
  • Жанровое многообразие музыки (17 часов)
  • Знать
  • Музыкальный стиль (18 часов)